В "ЧЕЧЕНСКОЙ" части интервью главы государства Владимира Путина ОРТ, РТР и "НГ" на самом деле мало нового. Президент вновь заявил, что Чечня за годы своей "независимости" стала территорией, "оккупированной бандформированиями и религиозными экстремистами", которую "начали использовать в качестве плацдарма для нападения на нашу страну и для раскачивания ее изнутри". Не первый раз Владимир Путин сказал и о том, что "уйти, бросить опять - было бы непростительной ошибкой" и нужно "доводить дело до конца с точки зрения военной составляющей". В подтверждение последних действий Москвы, в том числе назначения министра по социально-экономическим проблемам Чечни, президент заявил, что "главный упор теперь будет делаться на социальную реабилитацию и экономическое восстановление". Однако, подводя итоги года, тем более самого важного в его жизни, глава государства мог себе позволить повторить неоднократно произнесенные слова.
Новыми в его выступлении можно считать слова о том, что в Чечне "будет только один центр власти - Ахмед Кадыров". Глава государства не может не знать, что согласно его же указу должность главы администрации Чечни делает его не центром, а периферией власти. Об этом же везде и всегда говорит и сам Кадыров, настаивая на расширении своих полномочий. Он-то понимает, что ни о каком центре власти не может быть речи при отсутствии контроля за "силовыми" структурами. Впрочем, Кадыров даже не намекает на передачу ему функций управления армией и милицией и добивается лишь экономической и политической самостоятельности. А вот глава государства, видимо, не зря заговорил о "центре власти". Он не может не знать о существующих как в его окружении, так и среди ведущих политических сил планах реформы управления Чечней, которые, кстати, уже материализуются в виде проектов указа президента РФ. Одни из них предусматривают введение должности "генерал-губернатора" - вице-премьера или полпреда главы государства с самыми широкими полномочиями, другие - расширение возможностей существующей администрации и создание правительства Чечни. Как видно, последнее не будет централизацией власти. Впрочем, Владимир Путин оставил надежду сторонникам того и другого варианта, заявив, что Кадыров "будет исполнять свои обязанности до тех пор, пока мы не перейдем к другим способам решения политических вопросов подобного рода".
Так получилось, что президент беседовал с журналистами на следующий день после встречи в Ингушетии группы депутатов Госдумы РФ во главе с Борисом Немцовым с представителями Аслана Масхадова. Нельзя было не заметить, что оценки главой государства этих контактов были далеко не столь категоричны, чем его же помощником Сергеем Ястржембским. Последний заявил вчера, что контакты с противоположной стороной не должны проходить за спиной командования ОГВ и в обход администрации Ахмада Кадырова. Путин же отметил, что политические контакты не вредны и это не наносит существенного ущерба моральному состоянию войск, потому что "окончательное решение за президентом". Он также сказал, что если кто-то хочет вести с Масхадовым переговоры, то "мы не будем мешать, но не считаю, что это продуктивный путь решения". Но, чтобы не было двусмысленности, глава государства напомнил, что "все, кто с оружием, должны быть преданы суду".
Таким образом, выступление Владимира Путина оставило впечатление приближения серьезных политических изменений. Если это и не так, то значит, глава государства не прислушался к рекомендациям собственного же окружения и не обратил внимания на растущее в обществе недовольство затягиванием чеченского конфликта. Слова Путина можно расценить и так, что любая власть, которая будет в Чечне, сможет самостоятельно решать многие политические вопросы, но и будет отвечать за свои решения. Не случайно даже представитель Кадырова Шамиль Бено высказался за назначение спецпредставителя федеральной власти по Чечне, который курировал бы в том числе деятельность силовых структур, - со стороны нынешней администрации республики такое предложение звучит впервые. Кроме того, Бено поддерживает идею переговоров с представителями противостоящей федеральной власти стороны, но с теми, которые что-то решают, например Русланом Гелаевым.
Михаил Ходаренок
ВЛАДИМИР ПУТИН в своем интервью заявил о необходимости защиты населения Чеченской Республики, вставшего на путь сотрудничества с федеральными властями. Об этом же говорил в середине декабря и начальник Генштаба Анатолий Квашнин, заявивший о завершении очередного этапа контртеррористической операции в Чечне. Военачальник также сообщил об окончании "широкомасштабных боевых действий" в республике. Надо сказать, что таковых в течение всей второй чеченской кампании практически не отмечалось. Исторический опыт ведения борьбы партизанскими методами, хорошо известный чеченцам, подтверждает, что наибольший успех достигается в том случае, когда акции осуществляются мелкими группами, не более 60-80 бойцов. Более крупные формирования менее подвижны, легко обнаруживаются средствами разведки федеральных сил и, как правило, подвергаются разгрому. Таким образом, отсутствие "крупномасштабных боевых действий" с чеченской стороны вполне объяснимо и вовсе не означает завершения какого бы то ни было "этапа" или "фазы". Руководство мятежников не прибегает к самоубийственной для чеченских сепаратистов тактике открытого противоборства с федеральными войсками. Активная оборона "крепостей" (типа поселка Комсомольского) для боевиков заканчивается, как правило, катастрофой.
Что же касается возможностей организованного сопротивления сепаратистов, то они, несмотря на проникнутую оптимизмом официальную оценку обстановки, у чеченских мятежников отнюдь не исчерпаны. Косвенно это подтвердил и начальник Генерального штаба, заявивший о необходимости военного присутствия в целях защиты населения от бандитов в более чем двухстах из 357 населенных пунктов республики. Это наилучшим образом показывает, что сведения об окончательном разгроме сил боевиков носят несколько преувеличенный характер.
По замыслам федерального руководства, в состав предполагаемых гарнизонов должны войти местные правоохранительные органы, подразделения ВВ МВД РФ и сотрудники милиции из других областей и краев России. Возникает вопрос: сколько надо размещать в каждой чеченской деревне военнослужащих и сотрудников внутренних дел, чтобы удержать ситуацию в населенном пункте, кишащем мятежниками (и это без всякого преувеличения), под контролем? Анатолий Квашнин считает, что гарнизон может быть небольшим по численности, но многие специалисты не разделяют его мнения. Взвод, убеждены они, по всей видимости, будет вырезан в одну из ближайших ночей. Недолго, полагают эксперты, продержится и рота. Таким образом, гарнизон, который может устоять в крупной чеченской деревне, по численности должен быть не менее батальона со средствами усиления.
Много сомнений внушает и предлагаемая схема управления войсками (силами). Начальник Генштаба считает, что коменданты районов станут руководить оперативными штабами, в состав которых войдут начальники временных и постоянных РОВД, районные отделы ФСБ и командиры армейских частей, которые стоят на территории районов. "И предназначены они будут для коллегиального принятия решений по обеспечению безопасности населения", - подчеркнул Анатолий Квашнин. "При этих же штабах мы создадим спецформирования для оперативно-разыскной, адресной работы по уничтожению боевиков", - добавил генерал. Анатолий Квашнин также сообщил, что решено создать на республиканском уровне под руководством командующего ОГВ (С) специальные силы и средства для скорейшего захвата главарей бандформирований. Возникает вполне правомерный вопрос - кто же мешал этому раньше?
Помимо всего прочего в очередной инициативе есть по крайней мере несколько настораживающих моментов. Невооруженным взглядом видны временный характер вновь создаваемых структур и их слабая пригодность для разведывательно-поисковых действий в горно-лесистой местности. Четко не обозначен характер подчиненности - кто, кому и по каким вопросам; как будет организовано взаимодействие между различными федеральными силовыми структурами и как строить взаимоотношения с местной чеченской администрацией. И, наконец, есть достаточные основания полагать, что запланированный с самого начала способ "коллегиального принятия решений" не может внести в ведение боевых действий ничего, кроме ненужных обсуждений, утечки информации и дополнительной смуты. Вдобавок, находясь в населенных пунктах под пристальным наблюдением многочисленных добровольных помощников сепаратистов, войска и шагу не смогут сделать без того, чтобы это сразу же не стало известно мятежникам. Вызывают вопросы и места размещения войск (сил) в чеченских деревнях. Нельзя сказать, что в населенных пунктах республики имеется избыток зданий и сооружений общего пользования.
В заявлении начальника Генштаба ни слова не было сказано о возможных задачах, которые будут решать так называемые гарнизоны. Обеспечивать безопасность местных жителей от боевиков? Эта функция представляется более чем надуманной. Проводить разведывательно-поисковые действия? Исходя из предлагаемого боевого и численного состава гарнизонов, вряд ли это им окажется по плечу. Наконец, мировой опыт ведения контрпартизанской борьбы говорит о том, что подобное "рассасывание" группировки по населенным пунктам на территории, охваченной вооруженным мятежом, - путь практически тупиковый. Он ведет к раздроблению имеющихся сил и фактически является переходом к "стратегической" обороне.
Владимир Путин подчеркнул, что решение о размещении подразделений армии и МВД в населенных пунктах "еще подлежит проработке в практическом сценарии". Наилучшим способом уберечь простых граждан от бандитов, полагают многие эксперты, будет не дробление российских войск по многочисленным чеченским деревням, а энергичные силовые действия под единым руководством по поимке главарей преступных группировок, окончательному разгрому и пленению формирований сепаратистов. Именно решение этой главной задачи позволит и обеспечить безопасность мирных жителей.
Что касается главных причин неудач в окончательном умиротворении Ичкерии (и о них уже говорилось не раз), то они достаточно просты и в целом традиционны для такого типа конфликта: российская армия и тем более силовые структуры других ведомств оказались не вполне готовыми к ведению контрпартизанских акций; вооружение и военная техника федеральных сил в большинстве своем не приспособлены к условиям региона, где развернулись боевые действия; формированиям сепаратистов оказывается поддержка и сочувствие значительной части (если не большинства) местного населения.