РОССИЙСКИЕ военные в Чечне отмечают учащение терактов против глав администраций, сотрудников милиции и военнослужащих федеральных сил. Только за сутки в результате обстрелов, нападений и подрывов на фугасах погибли трое, ранены восемь человек. В пятницу в окрестностях Шали убит начальник уголовного розыска Шалинского РОВД Ильяс Идигов. Находившийся с ним его брат Султан, тоже сотрудник милиции, получил тяжелые ранения. Накануне в районе селения Алхан-кала на фугасе подорвался и был обстрелян бронетранспортер внутренних войск, погиб один и ранены четверо военнослужащих. Один милиционер получил множественные огнестрельные ранения в результате обстрела автомобиля "УАЗ" чеченского ОМОНа в Гудермесе. Кроме того, бандиты из автоматов и гранатометов обстреляли дом главы администрации Урус-Мартана Рамазана Вахитова. В этом случае никто не пострадал. В связи с активизацией террористов в Чечне введены ограничения на свободное передвижение граждан. Как заявил спецпредставитель президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чечне Владимир Каламанов, убийства местных жителей вынуждают федеральную власть вести более целенаправленные поиски преступников.
Между тем прокурор Чечни Всеволод Чернов до сих пор не располагает подтверждениями сведений о гибели Ширвани Басаева. Различные источники чеченских сепаратистов в один голос утверждают, что младший брат Шамиля Басаева жив, и даже передают его "интервью". Если же Ширвани действительно не уничтожен, то это стало бы слишком крупным провалом в информационной деятельности помощника президента РФ Сергея Ястржембского и ЦОС ФСБ, которые подтвердили сведения о гибели полевого командира. Поэтому вряд ли они пошли бы на это, не получив 100-процентного подтверждения имеющихся у них данных. К тому же сведения о гибели Ширвани Басаева подтвердил и глава администрации Чечни Ахмед Кадыров, который утверждает, что эту информацию он получил по собственным каналам.
Правоохранительные органы также сообщили об аресте другого родственника Шамиля Басаева - Умара Вахидова. Это произошло в четверг в Рязани, куда он переселился из Гудермеса в 1993 году. Вахидову предъявлено обвинение в торговле наркотиками в особо крупных размерах, а кроме того, правоохранительные органы утверждают, что арестованный был активным участником чеченского преступного сообщества, причастен к изнасилованиям и вымогательствам, а также является одним из доверенных лиц Шамиля Басаева.
Тем временем источники "НГ" в российском руководстве сообщили, что в профильные министерства и ведомства для экспертизы поступил проект указа президента РФ о внесении дополнений в июньский указ главы государства о создании временной администрации Чечни. Этим документом, в частности, предусмотрено формирование в рамках администрации республики правительства Чечни, которое возглавит первый заместитель главы администрации. Собеседники "НГ" отмечают, что в случае принятия этого указа будет закрыт вопрос о реформе управления Чечней, предусматривающей введение должности единого координатора действий всех (включая силовые) федеральных структур. Именно за такую реформу выступает значительная часть российских политических сил, а также полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Казанцев. Кроме того, если указ о создании правительства Чечни будет подписан главой государства, останется непонятной роль назначенного недавно министром по социально-экономическим проблемам Чечни Владимира Елагина.
О существовании проекта указа, видимо, уже знает и Ахмед Кадыров. Его заявления относительно создания правительства Чечни носят характер абсолютной уверенности. По словам Кадырова, в этом вопросе он пришел к согласию "со всеми заинтересованными сторонами". В то же время глава администрации Чечни в интервью интернет-газете "Утро" вновь опроверг сведения о том, что он предложил Малику Сайдуллаеву возглавить будущее правительство. Руководить кабинетом Кадыров намерен сам, а на должность исполняющего обязанности главы правительства - своего первого заместителя - он предлагает кандидатуру Нуждена Дааева, кстати, в свое время работавшего на хозяйственных должностях в администрации Аслана Масхадова.
Однако сторонники идеи введения должности единого координатора всех федеральных структур продолжают настаивать на своем. К ним присоединился и бывший руководитель одной из палат завгаевского парламента Чечни Амин Осмаев. Он выступил за введение в Чечне прямого президентского правления, в рамках которого федеральные структуры (независимо от их ведомственной принадлежности) должен возглавлять руководитель в ранге вице-премьера РФ. В интервью Интерфаксу Осмаев заявил, что у федерального Центра нет концептуального подхода к решению проблем Чечни, а чиновники не желают признать тот факт, что "ситуация в правовом отношении давно вышла за рамки закона о борьбе с терроризмом". Он призвал президента России Владимира Путина "срочно вмешаться и преодолеть хаос в головах и в действиях разработчиков и исполнителей чеченской политики". В эти дни Осмаев стал не единственным критиком действий Москвы. Президент Чувашии Николай Федоров заявил, что контртеррористическая операция "бесперспективна и беспросветна". Он назвал заявление Владимира Путина о решимости довести операцию в Чечне до конца "очень опасной формулой". По его мнению, территориальная целостность страны должна быть сохранена не как абстракция, а так, чтобы не пострадали люди, которые на этой территории проживают. А муфтий Чечни Ахмад-Хаджи Шамаев, преемник на этом посту Ахмеда Кадырова, считает необходимым обратиться к мировому сообществу с заявлением о том, что "чеченскому народу грозит полное уничтожение". По его словам, в республике ежедневно гибнет большое количество ни в чем не повинных людей и не действуют никакие законы. Муфтий заявил, что чеченцы, имея российское гражданство, не находятся под защитой законов России.