Вчера Верховный суд отложил рассмотрение жалобы адвокатов бывшего российского дипломата Платона Обухова, обвиненного в шпионаже в пользу британской разведки МИ-6. Суд удовлетворил ходатайство защиты о предоставлении Обухову возможности "нормально ознакомиться с материалами уголовного дела". По словам адвоката Галины Крыловой, у Обухова выявлена сильная близорукость, а документы, предоставленные ему для ознакомления, были набраны очень мелким шрифтом.
Обухов, сын бывшего замминистра иностранных дел СССР, а затем посла РФ в Дании, был арестован сотрудниками ФСБ вечером 11 апреля 1996 года. По информации, распространенной в мае центром общественных связей ФСБ, была пресечена крупномасштабная разведывательная операция, в ходе которой на связь с агентом выходили 14 работников московской резидентуры МИ-6. В итоге "за деятельность, не совместимую с их дипломатическим статусом", из Москвы и Лондона были высланы по четыре сотрудника посольств России и Великобритании. По данным ФСБ России, Платон Обухов был завербован сотрудником британской разведки еще с июля 1995 года и, работая в аппарате МИД РФ, поставлял сведения, составляющие государственную тайну. У него дома были найдены аппаратура для радиопередач и две дискеты с инструкциями по пользованию шпионской техникой.
Между тем защита Обухова доказывала, что он еще с детства психически болен. В подтверждение этому приводились многочисленные шпионские романы, которые Обухов продолжал писать и в СИЗО. Родители Обухова неоднократно заявляли, что он с детства страдает вялотекущей шизофренией. Если бы суд признал, что Обухов, работая на британскую разведку, был психически болен, то обвиняемый был бы отправлен на лечение в обычную психиатрическую больницу.
30 июля 1997 года Мосгорсуд направил обвиняемого на принудительное лечение в психиатрический стационар в связи с его невменяемостью. В феврале этого года, когда окончился срок лечения, Мосгорсуд снова приступил к рассмотрению этого дела. После многочисленных экспертиз в ведущих институтах России суд признал Обухова вменяемым и 27 июля приговорил его к 11 годам лишения свободы с конфискацией имущества.