Вечером в четверг в Центральном Доме литераторов праздновался 10-летний юбилей газеты "Завтра" (до событий 1993 года - "День"). В фойе гостей встречал портрет главного редактора этого издания Александра Проханова. Он был изображен в полный рост на фоне раскрытого окна, с одной стороны, и коллекции бабочек, достойной Набокова, с другой. Живое насекомое даже сидело у него на рукаве. На подоконнике лежала газета "Завтра", а за окном пылал огонь войны. Таковым, видимо, художнику-реалисту представлялось завтра нашей страны.
Зал был переполнен. Многие пришли с флажками и махали ими во время выступлений. Василий Шандыбин раздавал автографы. В первом ряду сидели Виктор Илюхин, Альберт Макашов, Виктор Анпилов, Руслан Хасбулатов, Игорь Шафаревич. С опозданием со сцены на первый ряд спустился Геннадий Зюганов в сопровождении телохранителей.
Гимн Советского Союза (а теперь и России) исполнялся без слов, но на щеках иных гостей трогательно блестели слезы. Проханов взял на себя функции конферанса и был в нем виртуозен. Его речь была отмечена наступательным началом и уверенностью в победе "правого дела". Естественно, он не мог обойти "врагов, которые будут названы поименно. Они никуда не денутся, хотя их и не станет искать Интерпол.
Все выступающие так или иначе касались темы "сопротивления оккупационному режиму".
Но Зюганов, как, впрочем, и Макашов, не оправдали надежд собравшихся: лидер КПРФ ограничился почти примирительным поздравительным пафосом, чем вызвал недоумение зала. Как всегда, на волне народного интереса оказался Виктор Анпилов. Энтузиазм привычно заменял лидеру "Трудовой России" логику: "Если бы наши враги говорили на своем языке с экранов - Киселев, Новоженов, Сванидзе, - если бы они употребляли свой язык, то у нас не было бы такого бардака".
К удивлению корреспондента "НГ", из всех демократических газет на торжествах упоминалась только "Независимая газета". Видимо, патриоты не считают другие издания достойными противниками. Проханов вдруг вспомнил о том, как почти 10 лет назад в прямой телеэфир были приглашены представители "Независимой газеты" и газеты "День". Согласно версии главного редактора "Завтра", в телеполемике журналисты "НГ" были положены на обе лопатки журналистами тогдашнего "Дня". Понятно, что другой версии в тот вечер в ЦДЛ прозвучать не могло.