Российский президент Владимир Путин начинает сегодня официальную программу своего визита на Кубу. Вчера около пяти часов дня его самолет вылетел из Внуково-2 и взял курс на аэропорт имени Хосе Марти (Ил-96 летит по маршруту Москва-Гавана напрямую, без промежуточной посадки). После почти двенадцатичасового перелета - то есть сегодня ранним утром по московскому времени и поздно ночью по гаванскому - Владимира Путина должны уже встретить в кубинской столице.
Еще накануне почти ни у кого не было сомнений, что на взлетную полосу поприветствовать Путина приедет легендарный кубинский лидер Фидель Кастро. О том, что к России здесь все еще относятся с большим уважением, свидетельствует тот факт, что Кастро лично приезжал встречать в аэропорт даже более низкого по рангу гостя из России - министра иностранных дел Игоря Иванова, когда тот побывал здесь в сентябре 1999 года. С того момента, впрочем, в Гаване была не одна правительственная делегация из Москвы. В частности, и глава МЧС России Сергей Шойгу, который является сопредседателем российско-кубинской межправительственной комиссии. Вот и сейчас он находится на Кубе именно в качестве сопредседателя межправкомиссии для подготовки российско-кубинских переговоров на высшем уровне (о готовящихся документах "НГ" уже сообщала в прошлом номере от 10.12.2000).
И в Москве, и в Гаване уверены, что этот визит действительно станет историческим - после десятилетия большого спада в отношениях по всем областям стороны намерены вернуть сотрудничество на должный уровень. Сотрудничество на взаимовыгодной основе, как надеются и российские, и кубинские руководители, должно возобновиться. Проблем здесь немало. Москву беспокоит, в частности, вопрос кубинского долга России: на сегодня он равен примерно 20 млрд. долларов. Предварительные консультации на эту тему уже проходили. Хорошо уже то, что кубинцы признают сам факт такой задолженности. Однако став членом Парижского клуба, Москва может говорить о получении долга только на условиях, принятых в Парижском клубе, - то есть долг придется реструктурировать. Однако и Москве есть о чем просить Гавану: парадоксально, но от позиции Кубы в определенной степени зависит и решение вопроса о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В то время как Москва лишь претендует на членство в ВТО, Гавана входит в эту организацию в качестве одного из старейших участников, от мнения которого немало зависит.
Просматриваются перспективы и в сфере восстановления масштабного сотрудничества в крупных проектах. На переговорах Путина и Кастро может зайти речь о завершении строительства (начатого еще в советские времена) АЭС в Хурагуа и никелевого комбината (к последнему проекту проявляет интерес российская компания "Норникель", высокопоставленный представитель которой также прибыл в составе делегации). Отдельным вопросом наверняка станет взаимодействие по стратегическим вопросам. И Москву, и Гавану беспокоят планы Соединенных Штатов по созданию национальной системы противоракетной обороны. Кроме того, на Кубе действует комплекс военных радиолокационных сооружений в Лурдес (Торрес), которому отводится важная роль в обеспечении стратегической безопасности РФ, - это ближайшая к территории США станция слежения, в том числе за пусками ракет.
Гавана