ВЧЕРА в Москве прошла конференция "Россия. Защита прав инвесторов и акционеров. Проблемы и пути их разрешения". Тема роли мелких акционеров в российских компаниях стоит очень остро. Хотя миноритарные акционеры практически не влияют на управление компаниями, они могут очень серьезно мешать. Достаточно вспомнить истории взаимоотношений Кеннета Дарта и "ЮКОСа", Бориса Федорова и "Газпрома", борьбу мелких акционеров против реструктуризации РАО "ЕЭС России" и самого Чубайса. Однако, несмотря на то что проблемы с мелкими акционерами попортили жизнь многим менеджерам, закон требует учитывать их права. Тем более что иностранные инвесторы очень внимательно следят за тем, насколько в России защищены права акционеров. Не случайно вчерашняя конференция была посвящена именно проблеме защиты прав инвесторов и акционеров.
В очередной раз высокие государственные чиновники рассуждали о том, что права акционеров необходимо защищать. Много говорили об улучшении инвестиционного климата. При этом предлагалось усилить контроль судебных органов за деятельностью менеджеров компаний, поскольку сейчас руководство компаний часто игнорирует мнение миноритарных акционеров. Однако нарушения прав акционеров в России продолжаются.
В частности, продолжается скандал по поводу нарушения прав акционеров компании "Северная нефть" - "Коминефть" (контролируется "ЛУКОЙЛом") и "Зарубежнефть". Напомним, что еще в прошлом году на внеочередном собрании акционеров "Северной нефти", на которое представители "Коминефти" (25%) и "Зарубежнефти" (10%) не были приглашены, было принято решение о дополнительной эмиссии акций, что привело к полному размыву пакетов данных компаний в 10 раз. С учетом того, что компания "Зарубежнефть" является государственным предприятием, ущерб государству, по некоторым оценкам, составил порядка 10 млн. долл. Однако менеджеры "Северной нефти" не остановились на достигнутом и решили провести еще одно собрание акционеров, на котором было принято решение о консолидации 858 миллионов обыкновенных именных акций ОАО "Северная нефть" на следующих условиях. Каждые 42900000 акций номинальной стоимостью 1 рубль были обменены на 1 обыкновенную именную акцию номинальной стоимостью 42 900 000 рублей каждая. В результате этой операции у "Коминефти" и "Зарубежнефти" не осталось ни одной акции компании.
Несмотря на то что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг намеревается законодательно утвердить запрет на консолидацию акций, так как это основной способ избавления от мелких акционеров, теперь восстановить свои права они могут только в результате длительных судебных разбирательств, за результат которых никто не сможет поручиться.