Интересно, кто будет править Союзом через 8 лет, когда валюты объединятся?
То что российский президент никогда не опаздывает, но практически всегда задерживается, стало своеобразной традицией. Нарушать ее Владимир Путин не стал и вчера. Но если президенту Белоруссии Александру Лукашенко, встречавшему российского лидера в минском аэропорту, пришлось ждать всего минут 15, то членам Высшего Госсовета России и Белоруссии, в рамки которого, в частности, и был вписан путинский визит, повезло куда меньше.
Переговоры Путина с Лукашенко один на один, предварявшие заседание Высшего Госсовета, затянулись на два с лишним часа. В ожидании выхода "охраняемых объектов" за лестничными пролетами прятались сотрудники президентских служб безопасности. Около зала заседания вышла заминка. Некоторые члены российской делегации, в которую вошли премьер Михаил Касьянов, его заместитель Виктор Христенко, секретарь Совбеза Сергей Иванов, глава ЦБ Виктор Геращенко, смогли попасть туда не сразу, а лишь после того, как охрана поняла, что вышеперечисленные персонажи также являются "виновниками всей суеты".
Впрочем, с открытием российско-белорусского Высшего Госсовета о двухчасовом ожидании забыли почти сразу. На заседание было вынесено 8 вопросов, в том числе о ходе подготовки к выборам в палату представителей союзного парламента, о проведении единой налоговой политики, о программе обеспечения безопасности Союза до 2005 г., о формировании единого таможенного пространства, о создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования, о работе по введению единой денежной единицы и формированию единого эмиссионного центра, а также традиционное подведение промежуточных итогов и планы на будущее.
Наибольшие споры были связаны с единением денежных систем двух государств. Это, в частности, на заседании признал и белорусский президент, проговорившийся, что валюта стала одной из главных причин, из-за которой его беседа с Путиным затянулась. Речь, судя по всему, шла о том, сколько же эмиссионных центров должны будут объединить рубль с "зайчиком". Белоруссии долгое время казалось, что два, а Россия настаивала на одном. В итоге позиция Москвы возобладала, хотя с устными оговорками Лукашенко о том, что единый эмиссионный центр - материя тонкая и с ней надо обходиться как можно осторожнее.
Тем не менее вчера на соглашении "О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства" появились подписи президентов обеих стран. В документе, в частности, говорится, что с 1 января 2005 г. "роль введения денежной системы" будет выполнять рубль. Впрочем, не исключается, что это может случиться и раньше, если такая необходимость, а главное, возможность, возникнет. Формирование единого эмиссионного центра Союза, использование российского рубля "в качестве единого законного платежного средства" и его хождение на территории Белоруссии в этом случае будут определяться отдельными межправительственными соглашениями.
Однако реальное валютное объединение, видимо, грозит государствам не раньше 1 января 2008 г., когда окончательно будет введена единая денежная единица. По словам Путина, такие вопросы необходимо решать с учетом мнения общественности и парламентов двух стран.
Чтобы приблизить слияние валют, на вчерашнем заседании стороны приняли постановление о согласовании вопроса по выделению Белоруссии кредита (о его размерах вчера предпочитали не распространяться, но все-таки называли цифру в 200 млн. долл.), а также предоставление ей межбанковского кредита. Этим Лукашенко, по-видимому, остался доволен и даже сравнил Россию с МВФ.
Вчера же зашла речь и о преобразовании Исполкома Союза России и Белоруссии, возглавляемого Павлом Бородиным, в постоянный комитет. При этом Путин отметил, что без определенных уступок в вопросе суверенитета Союза не бывает. А для того, чтобы Союз заработал, нужны реальные исполнительные структуры. Президенты договорились, что работа по этому поводу будет завершена в первом квартале следующего года. Что же касается единого таможенного пространства, Лукашенко пообещал, что связанные с этим вопросы будут сняты к лету 2001 г.
Уже после обеда в резиденции "Заславль" у Путина состоялись двухсторонние встречи с президентами Молдавии Петром Лучинским, Таджикистана Эмомали Рахмоновым. Также Путин должен был встретиться вчера и с главами Азербайджана Гейдаром Алиевым, Грузии Эдуардом Шеварднадзе и Украины Леонидом Кучмой.
Любопытно, что время встречи Путина с Кучмой согласовывалось уже в тот момент, когда президент Украины находился на подлете к Минску. Ранее она планировалась на сегодняшнее утро. И хотя в администрации президента утверждают, что график встреч составлялся по принципу "свободное место", не исключено, что Кучме просто не терпится поскорее заручиться поддержкой российского президента, которая могла бы сыграть определенную роль в его внутриполитических проблемах.
Минск
Людмила Романова
ОДНОВРЕМЕННО с российским президентом в Минск для участия в заседании Высшего Госсовета Союза России и Белоруссии, а также встречи глав правительств СНГ прибыл премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Глава кабинета министров был озабочен не только вопросами дальнейших взаимоотношений между двумя республиками. Скорее всего особых проблем в договоренностях между Россией и Белоруссией не будет. Не предвидится и принципиальных разногласий и между остальными участниками встречи глав правительств. Так, уже подписано межправительственное соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан. Об этом договорились Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. По мнению участников встречи, это соглашение будет способствовать "укреплению связей между странами и народами, укрепление Таможенного союза". Можно сделать вывод, что стороны в достаточной мере открыты для взаимовыгодного сотрудничества. А вот отношения с третьей страной славянского блока - Украиной - до сих пор лишены ясности.
Прибыв в Минск, российский премьер сделал заявление, что Меморандум об урегулировании газовой задолженности Украины перед Россией и поставках газа в эту страну в будущем году принципиально готов и может быть подписан в ближайшее время. По словам премьера, в документ необходимо внести ряд поправок с каждой заинтересованной стороны. Касьянов подчеркнул, что если позиции по этим поправкам совпадут, то Меморандум будет готов к подписанию.
По словам Касьянова, в документе закреплены договоренности, достигнутые в ходе переговоров с премьер-министром Украины Виктором Ющенко 17 ноября в Москве. Меморандум определяет объем энергетического баланса Украины и необходимый объем потребления газа в этой стране в будущем году. Кроме того, в нем закреплены условия предоставления Россией технического кредита Украине для закупок российского газа. В случае превышения Украиной суммы этого кредита она будет превращаться в госдолг Украины.
Напомним, что долг Украины перед Россией за газ с 1998 по 2000 г. составил уже 1,362 млрд. долл. При этом создается впечатление, что Украина вовсе не чувствует себя слишком виноватым должником. Из последних заявлений вице-премьера республики Юлии Тимошенко следует, что "главное Украина сделала - она подписала акт сверки объема долга за российский газ". А погашать сверенный объем долга республика начнет только в случае подписания правительством Российской Федерации соглашения о реструктуризации этого долга на 10 лет. Россия же предлагает Украине восьмилетнюю рассрочку. Видимо, урегулирование этих моментов и составляет тот ряд поправок, который может задержать подписание Меморандума.
Екатерина Власова