ВСЕМ ПАМЯТНЫ переживания весны этого года, когда американская ракета "Атлас-3" с российским двигателем первой ступени РД-180, изготовленным на НПО "Энергомаш", стартовала 25 мая только с третьей попытки с космодрома им. Дж.Кеннеди на мысе Канаверал. Все переносы старта не имели никакого отношения к российскому двигателю, но после каждого из них напряжение и подозрение нарастало. Наши специалисты, конечно, тоже волновались, но уверенности не теряли. Успешный старт новой ракеты подтвердил все их расчеты.
Выиграв международный конкурс на производство нового двигателя первой ступени для модернизированной ракеты "Атлас-3" у трех американских фирм, НПО "Энергомаш" в 1996 году подписало первый контракт с фирмой Pratt and Whitney крупнейшего авиакосмического концерна США "Локхид-Мартин". Первый из серии новых двигателей РД-180 был доставлен в США еще в конце 1999 года. Он и вывел на космическую орбиту "Атлас-3". Другие три таких двигателя были доставлены в США зимой нынешнего года.
Изготовление ракетного двигателя РД-180 стоимостью 10 млн. долларов занимает 16 месяцев. Производство РД-180 осуществляется в подмосковных Химках. Камеры сгорания поставляются из Самары, спецстали - из Челябинска, с которыми "Энергомаш" регулярно расплачивается живыми деньгами.
Очередная партия из четырех двигателей РД-180 согласно плану поставок 2000 г. осуществлена 18 ноября самолетом Ан-124 "Руслан" по маршруту Москва-Денвер. Транспортировка двигателей РД-180 производится в специальных контейнерах, изготовленных также на НПО "Энергомаш". Они обеспечивают герметичность и абсолютную защищенность двигателя от любых перегрузок.