ВЧЕРА в московском городском суде возобновились слушания по делу обвиняемого в шпионаже американского бизнесмена Эдмонда Поупа. Главной новостью стала смена государственного обвинителя. Из Генпрокуратуры в суд пришло письмо, в котором заместитель генпрокурора Василий Колмогоров известил судей о том, что государственный обвинитель по этому делу Олег Плотников тяжело заболел (у него гипертонический криз) и находится в госпитале. В связи с этим прокуратура назначила нового прокурора. Заменять заболевшего Плотникова будет Юрий Волгин.
Однако ситуация вокруг замены гособвинителя получила новое продолжение, когда защита Поупа заявила на слушании ходатайство об отводе прокурора совсем по другим мотивам. Как сообщил адвокат Павел Астахов, на прошлой неделе ему стало известно, что сын Олега Плотникова Юрий является штатным сотрудником следственного управления ФСБ и входил в состав следственной бригады на предварительном следствии по делу Поупа. В соответствии со статьей 63 УПК РФ, утверждает адвокат, гособвинитель Плотников, учитывая его родственные связи с одним из следователей, должен был взять самоотвод. Согласно ходатайству, такой прокурор не мог быть объективен, и поэтому все материалы, полученные в ходе судебного слушания "не имеют юридической силы".
Если просьба защиты будет удовлетворена, это сильно изменит ход процесса. Реакция на ходатайство со стороны обвинения крайне отрицательная. Как заявил один из сотрудников прокуратуры, "защита Поупа пытается оказать давление на суд и общественное мнение, подтасовывая факты".
Кроме этого, защита Поупа намерена потребовать повторного вызова в суд одного из главных свидетелей по делу профессора МГТУ имени Баумана Арсентия Мяндина. Он был одним из ведущих разработчиков двигателя высокоскоростной торпеды "Шквал" и передал через Поупа отчеты о своей работе в Пенсильванский университет.
После заявления ходатайства об отводе прокурора суд отложил слушания до вторника.
В тени этого процесса оказалось рассматриваемое в этом же суде не менее интересное дело бывшего замдиректора первого департамента Азии МИД России Валентина Моисеева, которого обвиняют в измене родине в форме шпионажа в пользу Южной Кореи. Между тем этот процесс уже близится к завершению. Правда, вчера суд опять не смог заслушать последнее слово обвиняемого из-за болезни судьи Татьяны Губановой и перенес заседание на 23 ноября.