В МИНУВШИЙ четверг в Музее изобразительных искусств имени Пушкина состоялась презентация уникальной коллекции тиар XIX-XX веков, созданных легендарным французским ювелиром Жозефом Шоме. Однодневная выставка вызвала небывалый интерес у москвичей, правда, в тот день кроме сотрудников музея, французов и сотни журналистов в Белом зале, где и проходила выставка, никого не было.
Как рассказала собравшимся хранительница ювелирного наследия великого Шоме Беатрис де Плинваль, они привезли эту коллекцию в Россию исключительно потому, что "на одежду и ювелирные украшения русские обращают гораздо большее внимание, чем какая-либо другая нация". Ее слова только подтверждают описание русских, сделанное французской писательницей мадам де Сталь: "Вещи, которые они заказывают, далеки от обыденных и граничат с чудом". Даже в то время, когда Европу буквально лихорадило от революций, Шоме постоянно получал заказы из России. Царские особы и именитые вельможи были его постоянными клиентами. Великая княгиня Мария Павловна, графини Толстая и Бенкендорф, княгиня Голицына, князья Долгорукие, генералы Ермолов, Воронов, Строганов и Кочубей, Оболенские, Урусовы, Орловы, Шуваловы, Юсуповы, Демидовы - список так велик, что по нему можно составить генеалогические древо имперской аристократии.
Беатрис де Плинваль рассказала, что в парижском музее Шоме собрано более 36 тысяч фотографий и фотопластинок, 80 тысяч рисунков ювелирных изделий великого мастера. Особое место в музее отведено диадемам. Выполненные из мельхиора, украшенные бриллиантами, изумрудами, рубинами и сапфирами, они поражают воображение даже искушенных поклонников ювелирного искусства. Здесь же представлен один из самых знаменитых ювелирных ансамблей в мире. В 1810 году по просьбе Наполеона Бонапарта его сделал предшественник Шоме - Мари-Этьен Нито. Он выполнен из платины и украшен бриллиантами и сапфирами. Этот ансамбль - диадему, корону и гребень - Наполеон подарил Марии Луизе в день их бракосочетания.
Всего в Пушкинский музей французы привезли 60 моделей диадем, выполненных из проволоки и эмали, пять подлинных диадем, три эгрета и одну брошь. Вторым по значению экспонатом на выставке по праву можно назвать диадему "Тройное солнце", изготовленную Шоме для княгини Юсуповой еще в 1914 году. Моделью для нее послужил русский кокошник. Диадема выполнена из платины и украшена бриллиантами. Ювелирное чудо венчает серая жемчужина, которую можно вынуть из оправы, и тогда она превратится в брошь.
Диадема "Талуэ" была изготовлена Шоме в 1908 году для маркизы де Талуэ. Оправа из золота и серебра, усыпанная бриллиантами, повторяет конструкцию диадем времен Людовика XVI, необычайно популярных в начале XX века. Диадема герцогини Бурбон-Пармской (1919 г.) украшена каплевидными и круглыми бриллиантами в платиновой оправе. Она является ярким образцом стиля ар деко. Диадема "Курвилинье" (1925 г.) не такая шикарная, как все вышеперечисленные, но многие ювелиры называют ее просто "шедевром". Холодная игра бриллиантов и приглушенный матовый блеск жемчуга чудесно гармонируют с грациозной оправой.
Эгрет "Мария Стюарт" был изготовлен Шоме в 1910 году. Изящная V-образная форма скопирована с эгрета Марии Стюарт. Драгоценные камни и жемчуг в тонкой золотой оправе выглядят очень торжественно. Изящные белые перья придают ему неповторимое очарование. Подобные украшения надевали во время официальных приемов, когда диадема выглядела слишком торжественно. Эгрет "Восходящее солнце" (1914 г.) был создан как альтернатива популярной в конце XIX века символике ночи - звездам и полумесяцу. Эгрет "Колибри" (1894 г.), украшенный бриллиантами и рубинами, экспонировался вместе с брошью "Крыло" (1901 г.). Идея выполнить брошь именно в виде маленького крылышка была навеяна образами валькирий из оперы Вагнера. Мотив "крыла" был популярен до начала 20-х годов XX века.
После пресс-конференции президент ювелирного дома, названного в честь великого мастера Шоме, рассказал журналистам по секрету, что в моду входит желтое золото.