КОГДА еще на заре перестройки у одного зарубежного предпринимателя спросили - в чем разница между советской экономикой и экономикой какой-либо из западных стран, он ответил достаточно просто: "В основе вашей экономики - заводы, в основе нашей - фирмы. Заводы заинтересованы в том, чтобы произвести, а фирмы - в том, чтобы продать". Вчера эта формулировка прозвучала на открытии в Москве конференции "Маркетинг в России: мировая практика и российский опыт". Для заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова она стала иллюстрацией того, что российским компаниям необходимо работать в соответствии со стандартами современного бизнеса. Конференция собрала в основном представителей средних и небольших компаний, представляющих самые разные сектора российской экономики, - от ТЭКа до СМИ. Организаторы конференции хорошо понимали, что субъекты экономической деятельности, особенно у нас, зависят от правил игры, устанавливаемых государством. Так что выступление Андрея Шаронова, представившего некоторые положения среднесрочной программы правительства, оказалось весьма кстати.
Представитель Минэкономразвития остановился на теме неравных условий конкуренции в российской экономике. Одна из причин - чрезмерное государственное регулирование. Государство остается непосредственным участником конкурентной борьбы, обладающим несомненными преимуществами. Однако планы правительства по-прежнему окрашены в либеральные тона. Предполагается проводить политику сокращения прямых и косвенных государственных субсидий, в том числе и гарантий государства по иностранным кредитам. По словам Андрея Шаронова, государственные гарантии вредны, так как создают у участников сделки чрезмерную уверенность в сохранности своих средств. Планируется также продолжать реформирование естественных монополий, вводить в экономический оборот землю.