Ударный авианосец <<Китти-Хок>> ВМС США почти ни в чем не уступает своим атомным собратьям новейшей постройки.
Фото из архива ВМС США
НА НАЧАЛЬНОМ этапе американо-японского учения "Фоул Игл-2000" в Японском море, где участвовала авианосная ударная группа (АУГ) ВМС США в составе авианосца "Китти-Хок", ракетного крейсера, двух эсминцев, фрегата, атомной подводной лодки типа "Лос-Анджелес" и нескольких судов обеспечения, 17 октября две пары фронтовых разведчиков Су-24МР под прикрытием истребителей Су-27 ВВС РФ пролетели над палубой американского ударного авианосца "Китти-Хок". Они производили фотосъемку полетной палубы авианосца, на которую в это время никто не садился и не взлетал. Так что помех действиям палубной авиации ВМС США российские летчики не чинили. Американцы подняли пару истребителей-штурмовиков FA-18C "Хорнэт" только после второго их пролета над палубой авианосца.
После этого "Китти-Хок" с кораблями охранения посетил Республику Корея, а затем снова вернулся к западным берегам Японии. 9 ноября разведку этого оперативного соединения 7-го флота ВМС США, передовым пунктом базирования которого является японский порт Йокосука, неожиданно произвели самолеты-разведчики авиации Тихоокеанского флота РФ. 9 ноября два самолета-разведчика ИЛ-38, ведомые заместителем командира полка по безопасности полетов подполковником Наилем Сафикановым и заместителем командира эскадрильи майором Геннадием Жуком, в районе Японского моря около 600 км к юго-востоку от Владивостока облетели и сфотографировали авианосец и корабли охранения. Американцы подняли на перехват несколько пар истребителей F-14 "Томкэт" и F/А-18С "Хорнэт". Правда, никаких опасных маневров и имитации атак они не производили. Разошлись с миром. АУГ "Китти-Хок" до сих пор находится в Японском море.
Существующее с мая 1972 года Соглашение между правительствами Советского Союза и Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним предусматривает, что: "Командиры экипажей самолетов каждой из сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой стороны, действующим над открытом морем, и кораблям другой стороны, действующим в открытом море, в частности, к кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов..."
Российские летчики как будто это Соглашение не нарушали. Однако ежегодно информация о возникающих инцидентах доводится от ВМС США через военно-морского атташе России в Вашингтоне, а от ВМФ РФ через его американского коллегу в Москве. Ежегодно заместители начальников главных штабов ВМФ РФ и ВМС США встречаются в Вашингтоне или Москве (поочередно) для консультаций и рассматривают претворение указанного Соглашения в жизнь. Возможно, на следующей встрече и этот случай воздушной разведки будет тщательно рассмотрен и проанализирован.
Российские летчики, участвовавшие в этой операции, представлены к правительственным наградам.