МАХАЧКАЛИНСКИЙ аэропорт "Уйташ" сегодня один из самых безопасных, однако на борту угнанного в ночь с субботы на воскресенье самолета, как выяснилось позднее, оказалось не 48, а 49 пассажиров. Один из них - менеджер футбольной команды Дагестана "Анжи" Ш.Микаилов оказался без билета. У пятерых пассажиров паспортные данные не совпали с номерами, указанными в билетах. Ироническую улыбку вызывает само сообщение о захвате путем угрозы муляжом взрывчатого устройства самолета, где находились четверо офицеров УФСБ РФ по Дагестану.
Накануне ноябрьских праздников рейсы Махачкала-Москва "Внуковскими авиалиниями" были отменены из-за, возможно, их убыточности после завершения сезона отпусков. Теперь эти рейсы возобновлены без видимых причин, причем при пассажиронаполняемости менее чем 30 процентов.
Хотя сокурсники Ахмеда Амирханова, студента 5 курса юрфака ДГУ, "не замечали" за ним психических отклонений, именно эта версия стала основной у следователей УФСБ и прокуратуры: отец Амирханова состоит на учете в республиканском психдиспансере.
Не находят подтверждения и сообщения об "агрессивном поведении террориста", если верить свидетельствам пассажиров захваченного борта. Большинство из них - болельщики команды "Анжи" - летели на матч со столичным "Торпедо". Когда, по утверждению тех же пассажиров, к ним вышел один из членов экипажа и сообщил, что самолет захвачен и летит в Израиль, у большинства это вызвало только легкое оживление. А самого террориста никто из них так и не видел.
* * *
ИНФОРМАЦИЯ о том, что угнанный российский ТУ-154 держит курс на Израиль, впервые поступила к диспетчерам израильского аэропорта имени Бен-Гуриона около пяти часов утра. Через час на них уже "вышел" по радиосвязи и сам пилот, попросивший посадку. Диспетчерам также стало известно, что проникший в кабину экипажа террорист ведет себя очень агрессивно и все время грозит взорвать самолет.
Узнав о теракте, глава израильского правительства решил отменить свой визит в Вашингтон и вернуться домой, чтобы лично руководить ходом антитеррористической операции. Это решение было принято Бараком в аэропорту в Лондоне после того, как ему доложили, что российский самолет, несмотря на все отказы израильтян, все-таки приземлился именно в Израиле. Как указывалось, все возражения были сняты после того, как пилот сообщил, что посадка уже практически аварийная, топлива на дальнейший полет в баках нет.
Было принято решение окружить российский самолет, к тому моменту уже находившийся в воздушном пространстве Израиля, звеном истребителей. Власти не исключали никаких, даже самых ужасных вариантов развития событий. Одним из них было предположение, что террорист может взорвать самолет над Тель-Авивом. Однако угонщик неожиданно легко для властей согласился на предложение, что ТУ-154 приземлится не в аэропорту имени Бен-Гуриона, а на военно-воздушной базе "Увда" в пустыне Негев на юге Израиля, близ Эйлата.
Израильские средства массовой информации и аккредитованные в стране иностранные журналисты "раскручивали" всевозможные версии происходящего. Главной из них было предположение, что прилет в Израиль группы чеченских террористов (на тот период их число оценивалось как четыре боевика) как-то связан с последними событиями в регионе, а именно с израильско-палестинским противостоянием. Начали появляться сообщения, что прилетевшие террористы назвали свою акцию "операцией Аль-Акса", в честь известной мечети, расположенной на Храмовой горе Старого города в Иерусалиме.
Однако все разрешилось неожиданно легко. После нескольких часов переговоров Ахмед Амирханов добровольно вышел из самолета и сдался властям. Сам факт, что самолет был угнан всего лишь одним террористом, к тому же "пугавшим" экипаж, как выяснилось, муляжом взрывчатки, сразу же вызвал у многих в Израиле ироническую улыбку. Хотя, как указывают здесь многие наблюдатели, рисковать все равно не следовало, и пилот поступил абсолютно правильно, подчинившись действиям террориста.
К моменту добровольной сдачи Амирханова израильским властям самолет Эхуда Барака уже приближался к Израилю. Однако после того, как премьер-министру сообщили, что кризис с угоном благополучно завершился, он снова дал команду лететь в Лондон.