ЗАВТРА завершает свою работу 3-й международный авиакосмический салон "Аэрошоу Чина-2000". Анализ его итогов позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, Китай - это крупная авиационная держава, которая инвестирует огромные средства в развитие высокотехнологичной промышленности, причем делает это по хорошо проработанной долгосрочной программе. Здесь интенсивно готовят ко второму полету космический корабль, который, кстати, выставлен на салоне. Как и год назад, он не будет пилотируемым, но на этот раз в космос отправится аппарат, оснащенный системами жизнеобеспечения. Китай производит почти все виды авиатехники: истребители, бомбардировщики, пассажирские и транспортные самолеты, вертолеты различных классов. Беспилотные разведчики производства КНР превосходят аналогичные аппараты Российской армии. По оценке специалистов, китайским конструкторам не хватает опыта проектирования сложных боевых комплексов, таких как Су-27 или МиГ-31. Но то, что в России называют "школой генерального конструктора", может появиться здесь уже через 10-15 лет.
Во-вторых, в сфере военной авиации Китай ориентирован на сотрудничество с Россией, что крайне выгодно для нашей оборонки. На выставке это проявилось прежде всего в успешной демонстрации китайским военным Су-30МК - первого в России серийного боевого самолета поколения "4+". Продвинулись в сотрудничестве с КНР такие фирмы, как "Фазотрон-НИИР", корпорация "Авиакосмическое оборудование", Улан-Удэнский авиационный завод и многие другие. Жаль, что специфика Китая не позволяет приурочивать к выставкам подписание крупных военных контрактов, что сделало бы присутствие России на выставке более эффективным.
В-третьих, Китай уверенно интегрируется в мировую авиационную промышленность. Например, по контракту на сумму 300 млн. долл. здесь выпускаются комплектующие для "Боингов". На салоне объявлено о строительстве в Чжухае германской фирмой MTU завода по ремонту авиадвигателей (инвестиции превысят 300 млн. долл.).
В-четвертых, в соответствии с мировыми тенденциями Пекин приступил к постепенной реструктуризации своего ВПК, образовав в прошлом году четыре крупные корпорации. Именно они составляют ядро китайской экспозиции на салоне и продвигают продукцию на внешний рынок. Кстати, Китай все чаще заявляет о себе как об экспортере самолетов, так, Египет закупит китайские учебно-боевые машины на сумму в несколько сотен млн. долл.
В-пятых, Россия, к сожалению, постепенно теряет китайский рынок гражданской авиации. Исключение здесь - вертолеты. Как стало известно корреспонденту "НГ", не исключено, что в 2001 г. Китай арендует у России вертолеты Ми-26, а после 2003 г. такие машины могут быть закуплены у завода "Росвертол". Милевцы и камовцы очень надеются, что местные военные, у которых нет полноценного боевого вертолета, рано или поздно обратятся за ним к России. Растет присутствие на местном рынке и машин Ми-17. Это показывает, что России на огромном китайском рынке можно и нужно упорно работать.
Чжухай