POССИЙСКАЯ экспозиция на авиасалоне "Эйршоу Чайна-2000" продолжает оставаться в центре внимания многочисленных посетителей выставки. Этому способствует уникальный пилотаж русских летчиков, в частности Анатолия Квочура, рядом с которым все остальные показательные полеты меркнут.
Однако главные события происходят на летном поле. Делегации многих российских фирм ведут переговоры с представителями ВВС КНР, гражданскими авиакомпаниями, промышленниками. Традиции Китая не позволяют оглашать результаты встреч однако, по отзывам специалистов, они достаточно продуктивны.
Стремится вернуться в Китай РСК "МИГ". Самолеты, созданные на основе МиГ-19 и МиГ-21, составят ядро ВВС КНР, и ныне микояновцы предлагают совместно модифицировать J-7 (МиГ-21) и выставляют на продажу МиГ-31 и МиГ-29СМТ. Кроме того, РСК "МИГ" и АНТК имени Туполева стремятся заинтересовать китайцев региональным пассажирским лайнером Ту-334. В ближайшие 15 лет КНР, по расчетам экспертов, закупит 280 самолетов этого класса.
А всего до 2019 г. компании КНР приобретут, по прогнозам "Боинга", 1790 гражданских самолетов на сумму 137 млрд. долл., что составит примерно половину авиационного рынка. Неудивительно, что за эти заказы будут бороться все авиастроители мира. России в этой борьбе победить не легко, однако илюшинцы, туполевцы и микояновцы имеют здесь неплохие шансы.
Хорошие перспективы и у киевского АНТК имени Антонова. В частности, китайской стороне переданы предложения по совместному производству транспортного самолета Ан-70, который продвигается на рынок российско-украинским консорциумом "СТС". Киевляне стремятся продать Китаю региональный лайнер Ан-140 и тяжелые транспортники Ан-124. Кстати, корреспонденту "НГ" стала известна сенсационная новость: АНТК имени Антонова продал Ан-124 Ливии.
Отметим, что в сотрудничестве с КНР авиация может играть роль локомотива. Так, фирма "Люлька-Сатурн" близка к тому, чтобы выиграть тендер на поставки перекачивающих агрегатов для будущего китайского газопровода длинной 4000 км. Объем поставок может составить до 200 двигателей АЛ-31СТ. Преимущество "Люльки-Сатурна" над участвующими в тендере ведущими компаниями мира связано с тем, что россияне в Китае уже создали мощную ремонтную базу для военных двигателей АЛ-31Ф, установленных на Су-27 и Су-30, которые имеют с АЛ-31СТ 70% общих деталей.
Чжухай