"Российский салон на территории Китая", - так отзываются многие эксперты о 3-й международной выставке "Эйршоу Чайна-2000", которая проходит с 6 по 12 ноября в южнокитайском городе Чжухае. Для этой оценки есть все основания - из 350 предприятий 72 участника представляют Россию. Среди 28 стран, приславших свои делегации в Китай, наша выделяется и тем, что выставляет в Чжухае современные боевые самолеты. В их числе - 8 истребителей Су-27 (6 - группы "Русские витязи" и 2 - ЛИИ им. Громова), а также новейший Су-30МК. Эта машина впервые демонстрируется широкой публике. Уже в конце 2000 г. такие самолеты начнут поступать из Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения в китайские ВВС.
В российской экспозиции много и других интересных экспонатов: вертолет Ка-50, авиадвигатели, ракеты, локаторы. В отличие от многих других выставок стенды наших фирм расположены компактно и занимают более трети всей площади, выделенной для иностранных участников.
В Чжухай из России приехали даже те фирмы, которые в последние годы свернули свою выставочную деятельность. Это неудивительно: КНР наряду с Индией - крупнейший покупатель российского оружия.
Правда, перед открытием салона в системе ВТС произошли коренные реформы, что становится уже недоброй российской традицией. Негативный эффект налицо: пустуют эффектные стенды несуществующих предприятий "Росвооружение" и "Промэкспорт", отменяются пресс-конференции, не могут найти партнеров по переговорам представители зарубежных фирм.
Тем не менее прогресс в российско-китайском сотрудничестве налицо. Причем, как заявил корреспонденту "НГ" глава нашей делегации заместитель гендиректора "Росавиакосмоса" Станислав Рынкевич, активизируются переговоры не только в рамках ВТС, но и в области гражданской авиатехники и в сфере научных разработок.
Как стало известно корреспонденту "НГ", в ближайшее время может быть заключена сделка по продаже Китаю 35 транспортных самолетов Ил-76, которые выпускаются в Ташкенте по российскому проекту и на 85% состоят из российских комплектующих.
Интересуется Пекин и совместной разработкой перспективных транспортных самолетов. Не исключено, что Москве и Пекину удастся договориться о совместной работе над Ил-76МФ, Ту-330 или российско-украинским Ан-70. Последний весьма эффектно демонстрируется в Чжухае вместе с региональным пассажирским самолетом Ан-140 и гигантским транспортником Ан-124.
Другой перспективный российско-китайский проект - региональный самолет Ил-114, который очень нужен на местном рынке.
И все-таки главный интерес к России связан с военной авиацией. По китайской традиции информация о сделках в этой сфере скрывается, но, как стало известно корреспонденту "НГ", уже в ходе выставки подписан контракт о производстве в КНР некоторых комплектующих для самолетов, поставляемых из России. Подготовлен и близок к подписанию контракт на поставку радиоэлектронного оборудования для истребителей ВВС КНР. Конечно, миллиардных сделок от "Эйршоу Чайна-2000" ждать нельзя, но и значение, которое оно имеет для российской оборонки, трудно переоценить.
Чжухай