Глеб Павловский, Фонд эффективной политики
В том, что национальные республики приводят свое законодательство в соответствие с федеральным, конечно, нет ничего сверхъестественного. Строго говоря, теперь они заявляют о том, что "я такой же, как Иванов, Петров, Сидоров". Но это не значит, что их вынужденное согласие подчиниться общефедеральному законодательству означает прекращение политической игры, политического маневра и просто сопротивления Центру. Правда, теперь им придется это делать законным путем, на базе федерального законодательства. Самый распространенный способ, которым они скорее всего будут пользоваться, - это контроль над местными судами. Ведь контроль над судом глав республик фактически означает паралич судебной власти.
Что касается конкретного примера - радикального изменения позиции главы Башкирии Муртазы Рахимова, то оно связано с осознанием им самим его реального политического ресурса. Ресурс очень маленький. Рахимов может контролировать свою республику, но он не может контролировать политический процесс на федеральном уровне. Совершенно очевидно, что налицо невозможность формирования сильной региональной оппозиции. Причем невозможность политическая. Это останавливает тех, кто мог бы стать ее потенциальным лидером. Сейчас создается впечатление, что главы республик стали на данном этапе сдаваться Центру, но я не думаю, что это их последний бой. Начнутся сражения за третьи сроки и другие привилегии. Не стоит забывать, что это уже глубоко эшелонированная система власти.
Георгий Сатаров, фонд "Индем"
Я думаю, что поведение региональных лидеров объясняется, с одной стороны, их политической трезвостью, а с другой - привычкой к тому, что жесткость наших законов компенсируется, так сказать, глупостью их применения. Главы субъектов Федерации прекрасно понимают, что есть разрыв между законами и практикой их применения, и надеются, что в этом "люфте" они могут сделать достаточно много. Логика примерно такая: вы хотите, чтобы у нас было написано то-то и то-то, мы это напишем, а как там жизнь повернется - мы еще посмотрим. Поэтому я не считаю, что сегодня происходит такая уж безоговорочная сдача на милость победителю - Центру. Дело в том, что еще не задета довольно важная вещь, которой являются соглашения о разграничении предметов ведения между федеральным Центром и республиками. Многие законы, которые сегодня с готовностью меняют в республиках, на самом деле закрепляют какие-то не очень важные, символические понятия. И они готовы эти символы сдать, для того чтобы было удобнее торговаться. А вот то, что связано с налогами, с контролем над ресурсами, и многое другое прописано именно в договорах о предметах ведения. Это очень важная линия обороны субъектов Федерации, до которой федеральный Центр пока не добрался. Единственным "козырем" Центра в данном случае можно считать то, что эти соглашения часто имеют фиксированный срок действия и некоторые из них уже приближаются к своему окончанию. Вот здесь начнутся вещи довольно интересные.
Сергей Кургинян, Экспериментальный творческий центр
Лидеры национальных республик никогда не пойдут на лобовую с властью. Это принцип их политического поведения. Они будут утрированно проявлять лояльность, искать коридорные ходы, маневрировать между основными силами в самом Кремле и так далее. При этом готовиться к совершенно другим формам политического поведения. В нынешних условиях это для них является возможностью прикрыться радикальными "национально-освободительными" движениями сепаратистского толка и торговаться с Кремлем. Это полностью повторяет политику эпохи Горбачева, когда национальная элита союзных республик, напуганная реформами Горбачева, "узбекским" и прочими "делами", поднимала соответствующие национально-освободительные движения и одновременно имитировала борьбу с этими движениями, выторговывая у Кремля свои условия. Нечто подобное вполне возможно сейчас в качестве крайне негативного варианта.
В условиях, когда Кремль реально не в состоянии вводить войска в новые горячие точки, руководители национальных республик имеют достаточно серьезные возможности для политической игры. И они скорее всего используют эти возможности весьма деструктивным образом. Нельзя не отметить и то, что крупные финансовые структуры федерального масштаба, с которыми Кремль сейчас воюет, ранее были инструментом Кремля для ослабления региональных центробежных тенденций. Теперь же Кремль сам ослабил свои инструменты, подтолкнул данные структуры на союз с международными силами, нацеленными на рост центробежных тенденций в России, и на союз с региональными политическими структурами.
Гай Ханов, политолог
Сегодня главы регионов фактически делятся на две группы и используют разные формы противодействия Центру. Первая ведет работу над приведением местного законодательства в соответствие с федеральным достаточно спокойно и не публично. Другая группа похитрее. Объявляя о том, что они исправляют свои законы, лидеры субъектов Федерации одновременно выпускают массу законодательных актов, которые регулируют областное законодательство в соответствии с пожеланиями глав администраций. Это мы видим постоянно и везде, особенно в ходе предвыборных кампаний. Можно ожидать и открытого противостояния. В частности, президент Чувашии Николай Федоров "воюет" с Центром вполне открыто, не скрывая своих претензий и намерений. Я думаю, от него следует ожидать шагов, которыми он на основе юридических норм будет добиваться решения возникающих спорных вопросов. Что касается изменения позиции Муртазы Рахимова, то он является ярким примером глав регионов из второй группы. Громко объявляя о том, что местное законодательство приводится в соответствие с федеральным, власти Башкирии выпускают "нужные" законодательные акты на уровне республики. Видимо, Рахимов понял, что нет смысла противодействовать Кремлю в открытую. Для достижения своей цели можно использовать и другие, более "мягкие", методы.