ВЧЕРА исполнилось пять лет со дня весьма символичного в новейшей истории российской экономики события - первого аукциона по передаче пакетов акций крупных государственных компаний под залог кредитов коммерческих банков. Этому предшествовало заседание правительства в марте 1995 года, на котором Владимир Потанин представил предложения группы крупных коммерческих банков о кредите бюджету под залог госпакетов акций наиболее привлекательных компаний и предприятий, в основном ориентированных на экспорт сырья. Фактически речь шла о приватизации значительной части российской промышленности - государство не вернуло полученные кредиты и в течение 1996-1997 годов лишилось переданной под залог собственности. С тех самых пор не прекращаются споры о законности и экономической целесообразности подобного способа привлечения денег в бюджет.
Журнал "Эксперт" решил отметить пятилетие залоговых аукционов "круглым столом", на котором представители разных точек зрения могли бы оценить как юридические основания для проведения аукционов, так и их социально-экономические последствия. Российское правительство, представленное на "круглом столе" заместителем министра имущественных отношений Сергеем Моложавым, по-прежнему убеждено, что в условиях, когда Дума запретила приватизацию предприятий ТЭКа, у правительства фактически не было другого способа исполнить бюджетное задание по доходам от приватизации, кроме реализации залоговых схем. В ноябре-декабре 1995 года была проведена целая серия подобных мероприятий. В результате бюджет получил 780 млн. долл. и еще 1,5 млрд. руб. в качестве возврата задолженности. Противники аукционов указывают на то, что эта сумма, во-первых, составляла лишь небольшую часть существовавшего в тот период бюджетного дефицита, во-вторых, суммы кредитов были во много раз меньше реальной стоимости компаний, в-третьих, банки предоставили кредит государству фактически из государственных же средств, так как обслуживали счета бюджета.
По мнению заместителя председателя Счетной палаты Юрия Болдырева, юридических претензий к залоговым аукционам достаточно, чтобы признать их результаты недействительными, просто для этого не хватает политической воли. Между тем сейчас в Государственной Думе обсуждается поправка в 181-ю статью Гражданского кодекса, устанавливающая предельный срок для подачи заявлений о признании сделок незаконными в три года. Фактически речь идет об амнистии для участников приватизационных процессов в России в целях сохранения доверия со стороны иностранных инвесторов и экономической стабильности. Однако последствия такого шага могут быть прямо противоположными. Юрий Болдырев полагает, что никакой инвестор не станет вкладывать деньги в страну, где закон соблюдается в течение трех лет.