ДО НЕДАВНЕГО времени крупные сделки между российскими частными компаниями и западными корпорациями ограничивались лишь продажей итальянцам завода по производству холодильников "Стинол" да некоторыми покупками собственности на территории бывшего социалистического лагеря. Вчера вечером список пополнился еще одним соглашением, которое, впрочем, может иметь гораздо большее значение с точки зрения тенденций развития российской экономики, нежели предыдущие сделки. Впервые российская корпорация начала процедуру поглощения одной из крупнейших американских компаний, получая тем самым значительный рынок сбыта своей продукции в США.
Вчера российская нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" и американская "Гетти Петролеум Маркетинг инк." подписали соглашение, по которому отечественная корпорация будет приобретать акции "Гетти" по цене 5 долларов США за каждую обыкновенную акцию. Эта сделка является первой ступенью тендерного предложения, за которым последует приобретение всего пакета акций "Гетти Петролеум Маркетинг инк.", оцениваемого приблизительно в 71 миллион долларов США.
Согласно данным статистики, на сегодняшний день "Гетти" является одной из крупнейших американских компаний по розничной и оптовой торговле нефтепродуктами. За последние 5 лет она в среднем продавала около 4 млн. тонн нефтепродуктов в год. Свою деятельность она ведет в 12 штатах США, расположенных на восточном побережье: от канадской границы - штата Мэн - до Северной Каролины. Основные группы бензозаправочных станций находятся в районе Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии. Доля "Гетти" на рынке заправок в Массачусетсе составляет 9%, Нью-Йорке - 8%, Нью-Джерси - 7%, Пенсильвании - 6%. В собственности компании имеются 10 нефтебаз, полученные по лизингу еще 17 нефтебаз, более 1300 заправочных станций, около 400 мини-маркетов и 170 бензовозов. "Гетти" ведет производственную деятельность, не имея долгов, и в прошлом году принесла доналоговую и амортизационную прибыль в размере 24,2 млн. долл. Общий объем продаж за прошлый финансовый год составил 650,5 млн. долл.
Представители "ЛУКОЙЛа" в качестве одного из достоинств "Гетти" приводят тот факт, что бизнес компании находится в наиболее высокоразвитых районах США, где проживает 65 млн. человек, среднедушевые доходы которых на 13,3% превышают среднюю зарплату по стране. Кроме того, "Гетти" занимается розничной продажей отопительного мазута через свою дочернюю компанию "Коско", которая находится в штате Нью-Йорк, и контролирует в этом районе около 50% рынка. Компания "Гетти Петролеум Маркетинг инк." также имеет договор о долгосрочной аренде земли, на которой находятся все ее предприятия.
Предполагается, что на первом этапе компания получит название "ЛУКОЙЛ-Гетти", однако в дальнейшем, после завершения процедуры поглощения, американское имя исчезнет из названия компании. Налоги за деятельность на американской земле новая компания будет платить в США, за увеличение прибыли - в России. Как сообщил вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун, ожидаемая дополнительная прибыль компании после поглощения американской корпорации может составить 40-50 млн. долл. в год.
Любопытно, но после поглощения сложится очень интересная ситуация. Так, в США у "ЛУКОЙЛа" заправок будет даже больше, чем в России (1300 и 1158 соответственно). Предполагается, что "ЛУКОЙЛ" не будет ввозить свой бензин в США. Как сообщили "НГ" в компании, "ЛУКОЙЛ" заключил договор с одной из крупнейших компаний мира - "Бритиш Петролеум" о взаимных поставках топлива на заправочные станции. "Бритиш Петролеум" будет поставлять горючее на заправки "ЛУКОЙЛа" в США, а российская компания - на бензоколонки "БиПи" в Москве и странах Европы, тем самым, кстати говоря, открывая дорогу российским бензинам в Европу, закрытую до сего момента из-за предубеждения в низком качестве российских нефтепродуктов.
В Москве "Бритиш Петролеум" пока располагает небольшой сетью колонок (23), но в течение ближайших лет планирует довести их число до 120. Сейчас эта международная корпорация закупает бензин для своих заправок на Московском, Ярославском и Рязанском заводах. "ЛУКОЙЛ" же владеет заводами в Перми и Волгограде. Бензин оттуда в Москву не привозится из-за дороговизны транспортировки. Однако "ЛУКОЙЛ" планирует купить Нижегородский НПЗ. Он находится ближе к Москве, и его продукция может поставляться на столичный рынок без вреда для конкурентоспособности товара. Кроме того, "ЛУКОЙЛ" является основным поставщиком нефти на Московский НПЗ. Напомним, что сейчас МНПЗ входит в состав "Московской нефтяной компании", президентом которой является Шалва Чигиринский, по совместительству - совладелец комплекса заправок "БиПи". Недавно Шалва Чигиринский заявил, что МНК не планирует расширяться на розничном рынке бензина, ее более интересует оптовый. Что же касается бензоколонок, то он предположил, что в ближайшее время основными игроками на московском розничном рынке станут "ЛУКОЙЛ" и "Бритиш Петролеум".