ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР Илья Клебанов в ходе своего визита в Китай сделал сенсационное заявление, что Пекину будут поставлены самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО, в войсках НАТО - АВАКС). Тип машин не называется, однако ясно, что речь идет о самолетах А-50, которые состоят на вооружении ВВС РФ. Межправительственное соглашение о поставках летающих радаров будет подписано 3-4 ноября, когда вслед за Клебановым Пекин посетит Михаил Касьянов.
Таким образом завершится длящаяся несколько лет драматическая история, в которой переплелись интересы Китая, России, США, Израиля, Тайваня и ряда других стран. Она началась в июне 1997 г., когда была заключена сделка, в соответствии с которой Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Бериева предоставит свои самолеты А-50 без радиолокационного комплекса "Шмель" израильской фирме "Эльта". Та, в свою очередь, оснастит их радаром и продаст машины Китаю. Стоимость контракта оценивалась экспертами в 600 млн. долл. (по другим данным - 1 млрд.), из которых России должно было достаться 150 млн. Всего, по некоторым сведениям, в КНР должно было отправиться четыре АВАКСа, которые в нашей стране получили наименование А-50И, а в Израиле - "Фалкон" (по названию локатора).
ТАНТК, несмотря на трудности (российские разработчики электроники требовали, чтобы на самолеты был установлен модифицированный "Шмель"), свои обязательства еще в 1999 г. выполнил, однако поставки в Китай застопорились. Причиной этого стало невиданное давление, оказанное на Израиль Вашингтоном. США резко возражали против поставки А-50И, которые в сочетании с истребителями Су-27 ВВС КНР могли установить господство в воздухе в случае возможного конфликта Пекина и Тайбэя. КНР при этом получал шанс выиграть региональный конфликт даже в случае, если авианосцы США оказали бы поддержку тайваньским вооруженным силам.
Судьба сделки решалась в конце июня 2000 г., когда Билл Клинтон и Мадлен Олбрайт потребовали от Эхуда Барака отменить поставки, пригрозив в противном случае резко сократить военную помощь Тель-Авиву. Израиль сдался и начал подыскивать другого клиента (среди потенциальных покупателей называются Тайвань, Индия и Турция).
Возмущенный Пекин не удовлетворился извинениями Эхуда Барака и уже в августе 2000 г. обратился к Москве с просьбой продать усовершенствованные самолеты ДРЛО А-50Е. Его радиолокационный комплекс, который разрабатывался по программе модернизации А-50 российских ВВС, примерно соответствует по своим возможностям аппаратуре американских АВАКСов Е-3, однако, по мнению некоторых специалистов, несколько уступает израильскому.
По оценке разработчиков радара из Московского НИИ приборостроения, каждый А-50Е обойдется Пекину в 180-200 млн. долл. Новый комплекс придется дорабатывать, на что потребуется примерно три года. На этот период китайцам в лизинг могут быть предоставлены самолеты А-50 из наличия Минобороны РФ (у российских ВВС в строю числится 16 таких машин).
Предстоящая сделка, при подготовке которой была проявлена столь нетрадиционная для наших властей оперативность, чрезвычайно выгодна для российской оборонки. Дивиденды от нее в виде научно-технического задела получат и ВВС РФ. В проигрыше - Вашингтон и его союзники, одна часть из которых осталась без денег, а другая - без защиты.