В ПОСЛЕДНЕЕ время венгерская дипломатия переживает небывалый всплеск активности - из Будапешта все чаще можно слышать официальные заявления по вопросам "большой" политики, от которых прежде там подчеркнуто старались уходить.
Венгерская столица оказалась чуть ли не единственной, где сочли необходимым устами пресс-секретаря МИД Венгрии откликнуться на недавнюю отставку министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка. Какое отношение это имеет к большой политике? Да, в общем, никакого, если не обращать внимания на настойчивые рекомендации внешнеполитического ведомства Венгрии к Киеву "сохранять прозападную ориентацию" и крепить "евроатлантические привязки".
Другой недавний эпизод - придание венгерскому посольству в Вене функций "контрактного бюро" НАТО. Каково соотношение с большой политикой в данном случае? Если верить публикациям в венгерской печати, тоже, в общем, никакого. Обмен информацией, содействие делегационному обмену - словом, обычное турбюро. Вот только в специальном заявлении венгерского МИДа по этому поводу говорится, что речь идет о "новом, неординарном в масштабах истории дипломатических отношений событии теперь уже полуторагодового членства Венгрии в НАТО". Значит, видимо, не просто турбюро?
Между тем в Будапеште прекрасно известно о позиции Москвы в вопросе о расширении НАТО, в том числе за счет нейтральных государств Европы, а тем более - республик бывшего СССР. Венгерские лидеры неустанно заверяют, что членство Венгрии в НАТО не направлено против России, что Будапешт признает наличие у нашей страны собственных интересов безопасности и уважает их. Однако в свете приведенных фактов не может не возникнуть вопрос: а насколько искренни эти заявления?
Есть и другой вопрос. Везде и во все времена попытки повлиять на ситуацию в других странах в лучшем случае рассматривались как неуклюжий дипломатический маневр, а в худшем - как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Как известно, пока Украина (впрочем, как и Австрия) не дала официальных заявлений о том, что намерена связать свое будущее с альянсом. Вопросы взаимоотношений с Североатлантическим блоком стали в этих странах предметом острых внутриполитических дискуссий. Как можно на этом фоне расценить навязчивые услуги посредников извне?
В недавнем интервью "Дипкурьеру НГ" (см. номер от 28.09.2000) госсекретарь МИД Венгрии Жолт Немет отметил, что во внешней политике большую роль играют взаимные дружеские жесты, и выразил заинтересованность Будапешта во всестороннем развитии российско-венгерских отношений. Заявление, которое можно только приветствовать. Разумеется, если намерения искренние, а жесты действительно дружеские.