ВЧЕРА в 9.00 были продолжены прерванные накануне из-за шторма водолазные работы в Баренцевом море. Следующая группа водолазов снова пошла на "Курск" и в 10.50 возобновила работу по прорезанию эллипсовидного отверстия в прочном корпусе АПЛ над восьмым отсеком. По расчетам, к полуночи вторника это отверстие должно быть прорезано. Далее, после оборудования острых краев технологических отверстий над восьмым отсеком будет возможен вход российских водолазов на верхнюю палубу восьмого отсека, где должны быть погибшие подводники из восьмого, а может быть, кто-то и из девятого отсека. В конторке вахтенного отсека должен находиться и вахтенный журнал с последними записями подводников этого отсека во время катастрофы, пока отсек не был полностью затоплен. Видимо, это произойдет в четверг, 26 октября.
Одновременно в среду и четверг должны быть проделаны аналогичные отверстия и в седьмой отсек, где тоже находятся тела девяти погибших подводников и лежит вахтенный журнал отсека.
По прогнозу синоптиков ВМФ на ближайшие 3-4 суток, погода не должна помешать ходу операции. Прогнозируется ветер до 10-12 м/с, волнение моря не более 4 баллов. К вечеру вчерашнего дня главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов планировал перебазироваться на БПК "Адмирал Чабаненко", где находится командный пункт руководителей всех работ в море, на котором до сих пор старшим был командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов.
По долгосрочному прогнозу мурманских метеорологов до 2 ноября, может быть лишь один день 28 октября, когда ветер может достичь 20 м/с и более и разогнать 5-6-балльную волну. То есть в ближайшие 8-10 суток погода должна в основном обеспечить успешный ход операции.
Родственники погибших на "Курске" подводников, живущие в Санкт-Петербурге, теперь просят Владимира Путина прекратить операцию из-за угрозы жизням водолазов-глубоководников. Однако они подтверждают, что в Доме офицеров поселка Видяево, когда их было около 500 человек со всей России, все они просили президента РФ о подъеме тел погибших подводников, не зная о связанных с этим сложностях. Теперь они готовы освободить президента РФ от данного им обещания.
Но, кроме подъема тел погибших подводников, эта операция решает и другие не менее важные задачи, о чем "НГ" уже писала 21 и 24 октября: забрать с "Курска" секретные документы по связи, боевому управлению, шифровальную машину, навигационный и вахтенные журналы различных командных пунктов, которые помогут Государственной комиссии установить истинные причины этой трагедии. Кроме "Курска", в составе ВМФ РФ имеется еще 10 подобных современных атомных подводных крейсеров и одиннадцатый (предварительное имя "Белгород") достраивается на верфях Северодвинска. Ни один из них не должен повторить судьбу "Курска". И это является главной целью той тяжелой и опасной работы, которой сейчас занимаются российские и норвежские водолазы в Баренцевом море.
* * *
ОДНАКО, по мнению хорошо информированных источников из Главного штаба ВМФ, погодные условия в Баренцевом море в конце октября - начале ноября не благоприятствуют проведению операции по подъему тел погибших моряков с АПЛ "Курск". Вряд ли погода, полагают офицеры и адмиралы, прослужившие на Северном флоте не один десяток лет, предоставит хотя бы несколько полных рабочих дней до окончания срока аренды платформы "Регалия". В такие более чем спрессованные сроки весьма проблематично добиться желаемых результатов. На практике два-три рабочих дня - это всего лишь несколько спусков и подъемов "колокола" с норвежского судна. А окончание срока аренды, за которую уплачены немалые деньги, уже не за горами. Неоднократный перенос по самым разным причинам начала спасательной операции привел к тому, что она пришлась на период осенних штормов. Стоит, наверное, сказать и о том, что отдельные высшие руководители ВМФ не проходили службы на Северном флоте, а отсутствие опыта службы в высоких широтах в данной неординарной обстановке обходится дорого.
Наконец, в реальности при проделывании "технологических отверстий" в корпусе субмарины водолазы столкнулись с такими трудностями, которые на этапе разработки операции в полном объеме явно не предусматривались. Пока еще не вырезано ни одного отверстия. И достоверно предсказать, когда же оно появится, сейчас, вероятно, не возьмется никто. Что же тогда говорить об остальных запланированных проемах. Подобную операцию сложно осуществить даже в заводских условиях "Севмашпредприятия" в Северодвинске, где строилась лодка. И можно представить, насколько возрастает ее сложность, когда работы ведутся на глубине 100 метров.
Надо учитывать соображения морального и этического характера. Шансы поднять тела даже нескольких моряков минимальны. Но если это будет сделано, подводная лодка "Курск" уже никогда не сможет являться братской могилой моряков-подводников Северного флота и военно-морским мемориалом, а будет представлять собой поспешно разоренное кладбище.