НЕСМОТРЯ на штормовой ветер до 20 м/сек, волнение моря до 4-5 баллов и дождь со снегом, работы по проникновению водолазов внутрь лежащего на дне Баренцева моря атомного подводного крейсера (АПКР) "Курск" не останавливаются ни на минуту.
C пяти часов утра пятницы российские и норвежские водолазы успели выполнить подготовительные работы по доступу к прочному корпусу субмарины в районе 8-го отсека.
К вечеру в воскресенье им удалось вырезать в прочном корпусе технологическое отверстие диаметром около 120 мм и взять пробы водяной эмульсии из восьмого отсека субмарины. Воздушной подушки, следов сажи, масел, радиоактивности в отсеке не обнаружено. Отсек заполнен чистой забортной водой. Это означает, что в отсеке не было пожара, возможно, он заполнялся через подшипники гребных валов довольно продолжительное время. По боевому расписанию в восьмом (турбинном) отсеке должно быть семь человек.
В понедельник и в ночь на вторник с помощью спецоборудования, отпущенного на "Курск" с "Регалии", водолазы должны проделать овальное отверстие размером 110х120 см в прочном корпусе восьмого отсека, толщина которого 55 мм. Тогда сегодня они смогут войти в отсек и на его палубах найдут до 8-9 погибших подводников и вахтенный журнал отсека, где описаны события, начиная от первого взрыва (или столкновения) и до затопления отсека. Именно поэтому уже в понедельник точно такую же работу водолазы начали и над седьмым отсеком, где люди из экипажа "Курска" держались дольше всего.
Работа водолазов в седьмом, восьмом и девятом отсеках должна быть наиболее безопасной и результативной. Весьма вероятно, что вахтенные журналы седьмого и восьмого отсеков существенно помогут комиссии Ильи Клебанова в установлении обстоятельств и причин катастрофы субмарины.
По прогнозу со вторника погода должна несколько улучшиться: ветер не более 10-15 м/сек, море - не более 4 баллов, что обеспечивает плановое продолжение работ.
К четвергу многое в этой трагедии должно проясниться. Шестой - реакторный отсек, по-видимому, вскрывать не будут. А над пятым и пятым-бис отсеками в прочном корпусе есть съемные палубные листы, над которыми нет арматуры, что облегчит работу водолазов.
Проникновение во второй (ГКП), третий (выдвижных устройств) и четвертый (связной) отсеки потребует дополнительной доразведки водолазов. Но на это останется еще 10 суток из тех 18, на которые зафрахтована "Регалия". Там находятся наиболее важные вещественные и документальные доказательства причин этой страшной трагедии. Можно надеяться, что к этому времени организация работ и опыт водолазов, приобретенный за предыдущие дни, позволят раскрыть истинные обстоятельства и причины катастрофы "Курска".