НЕ ДАЛЕЕ как в прошлую пятницу американский "шаттл", стартовавший сотый раз с момента начала эксплуатации этих кораблей 12 апреля 1981 года, доставил астронавтов к Международной космической станции (МКС). Экипаж "Дискавери" (собственное имя данного "шаттла") проведет снаружи и внутри станции ряд механосборочных и электротехнических работ.
Кроме того, астронавты Джефф Вильсофф и Майкл Лопес-Алегриа в ходе выхода в открытый космос испытают небольшие индивидуальные двигатели, прикрепленные к их скафандрам. Данные устройства позволят астронавту вернуться к станции в случае его отлета от комплекса в результате непреднамеренного отсоединения страховочного фала. Предосторожность не лишняя, если учесть, что астронавтам и космонавтам предстоит сделать еще по меньшей мере 155 выходов в открытый космос до завершения строительства МКС в апреле 2006 года.
Наконец, экипаж "Дискавери" окончательно подготовит МКС к приему ее первых постоянных обитателей - американца Билла Шеппарда и русских Сергея Крикалева и Юрия Гидзенко.
На фоне работ по сооружению нового орбитального дома все заметнее становится фарс продолжения эксплуатации российской станции "Мир".
Вот уже в течение нескольких лет посещающие "Мир" экипажи тратят больше рабочего времени на обслуживание комплекса, чем на научные эксперименты. Положение было бы практически безвыходным, если б не присоединение России к программе МКС, которое произошло в 1993 году. Российское правительство предпочло участвовать в международном проекте, а не создавать новую отечественную пилотируемую станцию. Однако обеспечить успешную реализацию такого решения в условиях резко ухудшившейся экономической ситуации в России можно было лишь при одном условии - если все средства, отведенные в национальном космическом бюджете на финансирование пилотируемой деятельности, были бы потрачены на участие страны в программе МКС.
Этого не произошло. Несмотря на то что России катастрофически не хватало денег на выполнение своих обязательств по МКС, следствием чего стала двухлетняя задержка в сооружении и запуске "служебного модуля", наша страна продолжала эксплуатацию старого "Мира", ежегодно отчисляя на это до 250 млн. долларов. Причиной этому помимо неспособности прежнего российского руководства четко определить приоритеты России в космосе стала корпоративная заинтересованность Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" в сохранении "Мира" на орбите.
В основе данной заинтересованности лежали два фактора. Первый заключался в негласном соперничестве "Энергии" с Центром им. Хруничева за лидерство в российской космической отрасли. Вот уже в течение ряда лет "Хруничев", производитель ракет-носителей "Протон", успешно осуществляет на них коммерческие запуски иностранных спутников. "Мир" - главный козырь "Энергии" в этом соперничестве.
Второй фактор состоял в стремлении "Энергии" заработать деньги за счет эксплуатации "Мира" на коммерческой основе. Для этой цели в феврале текущего года была создана частная корпорация MirCorp, штаб-квартира которой находится в Голландии. 60% акций MirCorp принадлежит "Энергии", а остальные - частным инвесторам. Сам "Мир" был передан "Энергии" в долгосрочную аренду.
MirCorp действительно спонсировала полет на "Мир" в апреле-июне этого года российского экипажа, но привлеченных ею средств оказалось совершенно недостаточно для того, чтобы оплатить стоимость годовой эксплуатации комплекса. Более того, те транспортные корабли "Прогресс", которые используются для поддержания "Мира" на орбите под предлогом его коммерческой эксплуатации, фактически берутся в долг у программы МКС, а это ставит под серьезную угрозу участие в ней России.
Не помогла MirCorp и "Энергии". В настоящее время у РКК 2 млрд. рублей долга, из которых 600 миллионов - государству.
12 октября MirCorp, очевидно, напуганная намерением Совета главных конструкторов "Энергии" окончательно решить судьбу "Мира", объявила о плане продать на мировых финансовых рынках собственных акций на сумму 117 млн. долларов. Деньги эти должны обеспечить полеты на российскую станцию американского туриста Денниса Тито и победителя конкурса "Курс - на "Мир", проводимого американской компанией NBC.
Однако, если в ближайшее время часть этих денег не поступит на счет "Энергии", "Мир" будет сведен с орбиты в начале следующего года. С учетом более чем скромных успехов MirCorp в поиске инвесторов можно почти не сомневаться, что так и будет.
Но что произойдет, если MirCorp все-таки соберет некую сумму, вложит ее в российскую станцию, однако все равно не сможет предотвратить ее затопление в начале 2001 года? Тогда "Энергии", возможно, придется отвечать по долгам MirCorp местами в кораблях, направляющихся на МКС. Это приведет к тому, что вместо некоторых российских космонавтов на борту новой станции окажутся туристы из США.
Увы, не способствует прояснению космической политики России в области пилотируемых полетов и позиция российского правительства в отношении "Мира". В принятом 12 октября постановлении о доходах в федеральный бюджет, полученных за счет использования прав России на некоторые виды интеллектуальной деятельности, указывается, что 70% этих доходов, полученных до конца 2000 года, будут использованы в том числе и на "поддержку функционирования в пилотируемом режиме орбитальной станции "Мир".
Это абсолютно непрофессиональное решение, не учитывающее ни национальные интересы России в космосе, ни реальную стоимость эксплуатации российского комплекса. Остается только гадать, сколько правительство намерено собрать средств за два с небольшим месяца, чтобы обеспечить дальнейший полет "Мира". Видимо, поэтому в постановлении и не указан срок, в течение которого государство желало бы видеть российскую станцию на орбите.
Пришла пора вспомнить, что "Мир", как подчеркнул официальный представитель Росавиакосмоса Сергей Горбунов, является собственностью государства, а не "Энергии" и уж тем более не MirCorp. Это означает, что Россия должна распорядиться им исключительно в своих собственных интересах. Интересы же эти предполагают скорейшее прекращение распыления средств между "Миром" и МКС и их полную концентрацию, с одной стороны, на участии в программе новой станции, а с другой - на разработке и реализации национальных крупномасштабных пилотируемых программ.