ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Михаил Касьянов отменил запланированное на вчерашний день заседание правительства, чтобы провести обсуждение программы реструктуризации железнодорожного транспорта. Как заметил премьер, железнодорожный транспорт - особая отрасль, вокруг которой развивается экономика страны. Поэтому правительство должно не предпринимать скоропалительных действий, дабы не допустить каких-либо ошибок.
Как известно, вокруг разработанной Министерством путей сообщения (МПС) концепции реформирования велись ожесточенные споры. Главными оппонентами МПС выступали Министерство экономического развития и торговли, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) и Минимущества. Наибольшие разногласия возникли по поводу того, кому будет отдано право регулировать железнодорожные тарифы. Помимо МПС свое желание контролировать тарифы изъявило МАП.
В ходе вчерашней дискуссии выяснилось, что чаша весов в этом споре скорее всего склонится в сторону Министерства по антимонопольной политике, что выглядит несколько странным в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, не совсем понятно, какие функции в случае потери возможности регулировать тарифы останутся за МПС. Кроме того, уже имеющиеся в практике российской власти прецеденты (скажем, тарифы в ТЭКе регулирует специальная Федеральная энергетическая комиссия) заставляют усомниться в целесообразности передачи этих функций в МАП. Не случайно министр путей сообщения Николай Аксененко предложил на первом этапе реформирования МПС передать контролирующие функции специальной правительственной комиссии. Впрочем, в пользу передачи вопроса о тарифах в ведение Министерства по антимонопольной политике высказались практически все члены кабинета министров.
Еще одним спорным моментом в реформе МПС, обсуждавшимся на вчерашнем совещании, стало разделение функций между МПС и РАО "Российские железные дороги". Чиновники Минэкономразвития и Минимущества, как известно, не согласны с тем, что проект концепции предусматривает придание РЖД статуса акционерного общества. Да и не только это. В концепции предполагается, что члены правления РАО напрямую или через правительство назначаются президентом РЖД. В результате заинтересованные министерства не могут провести в руководство РЖД своих представителей.
Безусловно, правительство осознает, что после реструктуризации МПС государство фактически утратит право регулировать железнодорожную отрасль, несмотря на сохранение в госсобственности комплекса железных дорог как таковых. Вместе с тем Михаил Касьянов уверен, что создание конкурентной среды в этом секторе необходимо, чтобы перевозчики и грузоотправители осознали, что тарифы устанавливаются не государством, а на основе функционирования рыночной экономики. И в этом мнения членов кабинета совпали. Разногласия вызвал лишь вопрос о сроках проведения реформ. По расчетам МПС, на это потребуется не менее 5 лет.
Впрочем, как считает Михаил Касьянов, вопрос реформирования МПС пока не готов к рассмотрению на заседании кабинета в связи с тем, что по основным подходам реструктуризации железнодорожного транспорта в России нет единства взглядов между членами правительства. По итогам совещания принято решение о создании специальной комиссии по очередной доработке концепции. Разработчикам от МПС остается надеяться лишь на то, что до конца года решение о реструктуризации все-таки будет принято правительством. Хотя вряд ли кто-то сегодня может утверждать это. (О позиции Михаила Касьянова читатель может узнать из его интервью, публикуемом в сегодняшнем номере.)