Жорес Алферов: "Коллекцией международных наград и званий я не обижен".
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
ДОЖДАЛИСЬ! Вчера Шведская Королевская академия наук объявила очередных лауреатов Нобелевской премии по физике за 2000 год. Лауреатов трое: россиянин и два американца - академик Жорес Иванович Алферов, Херберт Кроемер и Джек Килби.
В России накануне объявления имен новых "нобелей" никто особенных иллюзий и надежд не испытывал. Как всегда, приготовились отметить это событие вялой волной комментариев по поводу успехов зарубежных ученых и опять же привычно посетовать, что не менее заслуженных отечественных исследователей Нобелевский комитет обходит стороной. И вдруг... Российский физик - лауреат Нобелевской премии в одной из самых престижных номинаций! Это по большому счету серьезный прорыв в преодолении психологической инерции мирового физического сообщества. Дело в том, что многие эксперты не без оснований полагали, что в последние 2-3 десятилетия Нобелевский комитет, присуждающий награды в области физики, находился под сильным давлением (формальным и неформальным) американского физического сообщества.
До вчерашнего дня российским ученым принадлежало восемь Нобелевских премий, столько же, например, сколько и датчанам (Николай Семенов - премия по химии за 1956 г.; Илья Франк, Игорь Тамм, Павел Черенков - премия по физике за 1958 г.; Лев Ландау - 1962 г.; Александр Прохоров, Николай Басов - 1964 г.; Петр Капица - 1978 г.). И вот - успех Алферова.
Правда, и тут не обошлось не то чтобы без ложки дегтя, но не без маленькой психологической занозы: приз в 1 млн. долларов Жорес Иванович в паре с Хербертом Кроемером разделит пополам с Джеком Килби. По решению Нобелевского комитета Алферов и Килби удостоены Нобелевской премии (одной на двоих) за "работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров". (Любопытно, что так же пришлось поделить Нобелевскую премию по физике за 1958 г. между советскими физиками Павлом Черенковым и Ильей Франком и за 1964 г. - между опять-таки советскими физиками Александром Прохоровым и Николаем Басовым.) Еще один американец, сотрудник корпорации "Тексас Инструментс" Джек Килби, удостоен награды за работы в области интегральных схем.
Итак, кто же он, новый российский нобелевский лауреат?
Жорес Иванович Алферов родился 15 марта 1930 г. в Витебске (Белоруссия). Окончил факультет электроники Ленинградского электротехнического института им. В.И. Ульянова (1952) по специальности электровакуумная техника. Кандидат технических наук -
1961 г., доктор физико-математических наук - 1970 г., профессор ЛЭТИ - с 1972 г. С 1953 г. работает в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе РАН (с 1987 г. по настоящее время - директор). С 1990 по 1991-й - вице-президент АН СССР, председатель президиума Ленинградского научного центра, с 1991-го по настоящее время - вице-президент РАН, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН. С 1972 г. по настоящее время - профессор, с 1973 г. по настоящее время - заведующий базовой кафедрой оптоэлектроники Ленинградского электротехнического института (ныне - Санкт-Петербургского электротехнического университета), с 1988 г. по настоящее время - декан Физико-технического факультета Ленинградского политехнического института (ныне - Санкт-Петербургского государственного технического университета).
Научные интересы Жореса Ивановича всегда концентрировались в области физики полупроводников, полупроводниковой и квантовой электроники, технической физики. Он принимал участие в создании первых отечественных транзисторов, фотодиодов, мощных германиевых выпрямителей. Открыл явление сверхинжекции в гетероструктурах и показал, что в полупроводниковых структурах можно принципиально по-новому управлять электронными и световыми потоками. Открыл первые "идеальные" гетероструктуры "арсенид алюминия - арсенид галлия". Предложил и создал полупроводниковые лазеры на основе двойных гетероструктур и реализовал непрерывный режим генерации при комнатной температуре...
Другими словами, исследованиями Жореса Алферова фактически сформировано новое направление - физика гетероструктур, электроника и оптоэлектроника на их основе. "Солнечные батареи на основе гетероструктур были созданы нами уже в 1970 году, - рассказывал в марте нынешнего года, накануне своего 70-летия, в беседе со мной Жорес Алферов. - А когда американцы публиковали первые работы, наши батареи уже летали на спутниках и было развернуто их промышленное производство. Блестяще доказано их преимущество в космосе многолетней эксплуатацией на орбитальной станции "Мир" (см. "НГ" от 22 марта 2000 г.).
Сегодня на улице российской науки - настоящий праздник. И это несмотря на то что сама российская наука находится в глубоком кризисе: финансирование научно-технической сферы, предложенное правительством в проекте бюджета на 2001 г. и принятое Госдумой в первом чтении, соответствует уровню Малайзии. И в этой связи очевидно, что Алферов теперь сможет повлиять на коллег-законодателей (Жорес Иванович - председатель подкомитета Госдумы РФ по науке) в правильном направлении. Сегодня он возвращается из Санкт-Петербурга в Москву, и ему готовится торжественная встреча в стенах здания на Охотном Ряду.
Совсем недавно, разговаривая с академиком Алферовым, я поинтересовался у него, как он расценивает тот факт, что он уже несколько раз номинировался на Нобелевскую премию? "По идее я даже знать не должен об этом! - последовал ответ. - Нобелевская премия - высочайшая награда ученому, что об этом говорить! Нобелевскими премиями по физике отмечались самые выдающиеся работы.
Я не хочу - поймите меня правильно - говорить про себя. Но в целом, я думаю, существовала известная дискриминация советских и российских ученых. Я могу назвать целый ряд работ нобелевского класса, которые, увы, так и не были отмечены этой наградой. Пионерские работы Абрама Иоффе по полупроводникам; работы Завойского по электронному парамагнитному резонансу; экспериментальное открытие Гроссом экситона┘
Наши работы признаны. Например, меня выбрали иностранным членом Академии наук США с формулировкой "за гетероструктуры". Выбрали иностранным членом Национальной инженерной академии наук США с формулировкой "за развитие принципов теории и технологии гетероструктур". Кстати, я единственный российский ученый, кто состоит в обеих академиях. Я избран во многие академии, являюсь почетным доктором многих университетов, получил немало международных, иностранных и отечественных премий и наград. Так что коллекцией международных наград и званий я не обижен".
Теперь в коллекции академика Жореса Алферова и научная награда самой высшей пробы - нобелевского лауреата по физике за 2000 год.