ОТГОЛОСКИ кровопролитной борьбы за власть в Грузии, похоже, еще долго будут будоражить жителей страны. Вчера в Верховном суде возобновился судебный процесс над людьми, которым власти Грузии инкриминируют одно из покушений на Эдуарда Шеварднадзе (9 февраля 1998 г.) Однако число оказавшихся год назад на скамье подсудимых немного поуменьшилось: в воскресенье из тюремной больницы сбежали экс-министр финансов Гурам Абсандзе, которому вменяют в вину финансирование теракта, а также Фениз Гулуа и Зураб Эджибия, также обвиняемые в организации этого нападения.
Однако сенсацией стал вовсе не их побег: среди 12 "Монте-Кристо" был Лоти Кобалия, который в 1992-1993 гг. командовал вооруженными формированиями звиадистов, в 1995 г. был арестован, в 1996 г. - приговорен к "вышке", которую потом заменили пожизненным заключением.
Остальные 8 беглецов - уголовники. Из палаты Абсандзе заключенные прорыли тоннель, как полагают, не без посредничества работников больницы, некоторые из которых уже задержаны. Одними из первых на сообщения о побеге Кобалии и других откликнулись сторонники идей экс-президента Звиада Гамсахурдиа: заключенные вышли из больницы через проходную. Действительно, тот, кто видел Абсандзе, может усомниться, что он пролез через узкий тоннель. По версии звиадистов, бегство было спровоцировано властями, которые хотели получить возможность легко расправиться с политическими оппонентами. Представители руководства Грузии эту версию опровергли, а президент Шеварднадзе, кровно заинтересованный в поимке беглецов, даже созвал силовиков на специальное совещание, где среди "сочувствующих" назвал "сотрудников лечебного учреждения" и "силы, которые стремятся дестабилизировать ситуацию в стране". Врагом номер один для грузинских властей, как известно, является экс-глава Службы безопасности Игорь Георгадзе, который разыскивается по обвинению в организации предыдущего теракта против Шеварднадзе (29 августа 1995 г.). Хотя уже доподлинно известно, в какой стране скрывается Георгадзе, в Тбилиси нет-нет да и помянут недобрым словом Москву, где на неофициальном уровне к сыну главного грузинского коммуниста относятся с уважением. Генеральный прокурор Грузии Джамлет Бабилашвили не исключил причастности Георгадзе к организации воскресного побега. Стоит ли говорить, что одновременно с этим всплыла традиционная версия о происках иностранных спецслужб. Можно предположить, что, если в ближайшее время Кобалия и Абсандзе не будут пойманы, последуют и заявления о "российском следе". "Происшедшее перекликается с прогнозами недоброжелателей о дестабилизации в Грузии", - сказал Шеварднадзе, однако "недоброжелателей" не перечислил. Можно предсказать обострение и внутриполитической обстановки в Грузии: Шеварднадзе совершенно открыто заявил о необходимости "обратить особое внимание на те группы или конкретные лица, которые скрытно или открыто призывали к свержению правительства, насилию и дестабилизации". Власти опасаются, что, если беглецы доберутся до Западной Грузии и поставят под свои знамена немного поутихших единомышленников, это может привести к очередному мятежу.