Командир АПЛ
ВЫПОЛНЕНИЕ обещания Владимира Путина эвакуировать с подводной лодки "Курск" тела погибших моряков, данное им во время встречи с родственниками членов экипажа в Видяеве, похоже, срывается. Вчера центральное конструкторское бюро морских технологий "Рубин" и норвежская компания "Столт Офшор" должны были подписать в Санкт-Петербурге первую часть контракта по подъему АПЛ "Курск", предусматривающую начало международной операции по поднятию тел погибших моряков с атомной подводной лодки. Однако этого не произошло. Хотя только в минувший вторник Кремлем было объявлено, что принципиальные детали операции по подъему затонувшей подводной лодки согласованы.
Комментарии российской стороны относительно срыва контракта достаточно скупы. Заместитель директора бюро по связям с общественностью ЦКБ "Рубин" Геннадий Сорокин сообщил, что подписание контракта отложено до того времени, пока не будут до конца отрегулированы оставшиеся спорными вопросы. По сведениям же, полученным корреспондентом "НГ" Петром Черняковым из норвежских источников, главной причиной провала международного проекта по извлечению тел с подлодки "Курск" явилось то, что стороны не смогли договориться о стоимости операции. Норвежцы считают, что подъем тел может быть связан с плохими погодными условиями и иными техническими сложностями, которые могут довести сумму до 20-25 миллионов долларов. Россияне же готовы потратить не более 5-7 миллионов долларов. Кроме того, по данным тех же источников, норвежцы в ходе переговоров с россиянами убедились, что те не имеют опыта в заключении подобных контрактов и не слишком дальновидны в учете форс-мажорных обстоятельств.
Норвежцы и ранее высказывали опасения, что поднять тела погибших моряков этой осенью не удастся. Перенос же операции на лето 2001 г. практически не оставляет шансов на эвакуацию затонувшего экипажа. Увы, будущим летом с подлодки уже некого будет поднимать.
Ситуация вокруг подводной лодки "Курск" фактически зашла в тупик задолго до срыва подписания контракта с норвежцами. С одной стороны, у российского руководства есть моральные обязательства перед семьями экипажа. С другой - практически все военные эксперты отдают себе отчет в том, что операция по эвакуации экипажа и даже по подъему лодки может закончиться ничем. По оценке военных экспертов, если бы контракт с норвежцами и был подписан, в силу погодных условий спасатели успели бы вскрыть один, максимум два отсека. Сколько тел смогли бы поднять на поверхность в результате этой операции, не берется прогнозировать никто. К тому же военные эксперты высказывают опасение, что корпус атомной подводной лодки, получившей огромные повреждения в результате аварии, не выдержит испытания спасательными работами.
На Западе уже высказывают сомнение не только в том, что первая часть контракта - эвакуация экипажа "Курска", но и сам подъем подводной лодки будет осуществлен. И в этом смысле появились комментарии, что норвежцы фактически помогли российским властям выбраться из щекотливой ситуации малой кровью. Срыв первого этапа операции не по вине российской стороны фактически снимает с президента страны обещания, которые во время встречи с семьями членов затонувшего экипажа он просто не мог не дать и впоследствии подтвердил это еще раз. В следующем же году, когда погода позволит вернуться к этому вопросу снова, велика вероятность, что военные эксперты, и российские, и западные, признают бессмысленность проведения подобных работ, что большинство из них понимает и сейчас. Что же касается подъема на поверхность всей подводной лодки, технически это сделать настолько сложно, что всегда можно найти причины для того, чтобы не делать этого.