В СУРГУТЕ состоялось торжественное открытие автодорожного моста через реку Обь. Многие годы Ханты-Мансийский округ, да и вся Тюменская область были разделены на части этой могучей сибирской рекой. Переправа через Обь доставляла немало хлопот северянам, которые практически все необходимое для жизни завозят с Большой земли. Новый мост надежно объединил так называемую Малую землю с Большой, поставив под сомнение дальнейшее существование этих, традиционных для севера, понятий.
Сургутский мост - уникальный. Центральный вантовый пролет подвешен к единственному(!) пилону и имеет в длину 408 метров. В зарубежной практике мостостроения максимальный пролет составляет 325 метров, а пилонов как минимум два. Длина моста - более двух километров, а с подходами - более пятнадцати. Строительство началось пять лет назад. Использовались только отечественные материалы. Работы велись АО "Мостострой-11" (г. Сургут), которым руководит Валентин Солохин.
Валентин Федорович - известный в Западной Сибири человек, на его счету - сотни мостов, в том числе очень крупных - более двадцати. О вантовых мостах Солохин мечтал давно. Не получалось. И на этот раз идею уникального моста пришлось пробивать с большим трудом. Строительство хотели поручить сначала туркам и югославам, потом - немцам. Представители последних, познакомившись с сургутскими мостостроителями, сказали: "Нашей фирме здесь делать нечего". Когда мост уже строился, сургутяне одержали еще одну победу. Взялись за монтаж пилона, который намеревались доверить англичанам. Эта работа оказалась самой сложной. Для монтажа не нашлось подходящего крана - пришлось использовать не один, а сразу три.
Справились! Валентин Солохин осуществил свою мечту в 67 лет. На церемонии открытия моста он выглядел необыкновенно счастливым и немного взволнованным:
- Сегодня думаю: как хорошо, что я не сдался и не ушел на пенсию. Хотя мог бы и уйти... Весь мир строил вантовые мосты, а мы боялись. И уродовали реки балочными.
Мы вырвали мостостроение из застоя, доказали, что и Россия способна удивлять. Меня отговаривали, спрашивали: "Зачем ты строишь этот мост в "медвежьем углу" - в Сибири?" Но ведь надо было где-то начинать! Подобные мосты строятся в Сочи и через Неву. Теперь дело пойдет...
Строительство моста финансировалось в основном за счет территориального дорожного фонда (только 4% - за счет федерального). Когда Солохина спросили о стоимости моста, он вспомнил свой диалог с англичанином, который состоялся 6 лет назад на берегу Оби. Зарубежный коллега оценил будущий мост в 600 млн. фунтов стерлингов. Валентин Федорович сказал: "Я построю за сто". Чем очень удивил англичанина. Свое обещание сибирский мостостроитель выполнил.
По словам губернатора Тюменской области Леонида Рокецкого, новый мост можно без преувеличения назвать мостом дружбы - дружбы между тремя субъектами Федерации на территории Тюменской области. Уникальное сооружение будет служить развитию единого экономического пространства. А нас ничто так сегодня не связывает, как экономика.
Сургут