Водители грузовиков решили справиться с нефтяным кризисом, перекрыв дороги по всей Европе.
Фото из журнала
ВОЛНА протестов против высоких цен на бензин и дизельное топливо захватывает все новые европейские страны. В отличие от Франции, где после продолжительных переговоров правительства с профсоюзами удалось добиться уступок и снять блокаду с подъездов к нефтеперерабатывающим предприятиям, которая сохранялась в течение недели, другим странам Европы пока не удается хоть в какой-то мере решить проблему топливного кризиса.
Франция - единственная страна, где правительство согласилось пойти навстречу требованиям профсоюзов транспортников. В Великобритании правительство жестко отвергло требования профсоюзов сократить заложенные в цену на бензин налоги. Тони Блэр заявил, что "правительство не изменит политику в этой области", - дело в том, что в Великобритании, где цены на бензин самые высокие в Европе, три четверти цены составляют налоги. Блокада транспортниками дорог уже привела к серьезным последствиям - начались серьезные перебои в снабжении топливом ряда районов Великобритании, закрыто две трети бензоколонок страны. Королева Елизавета Вторая предоставила чрезвычайные полномочия кабинету министров, а Тони Блэр уже провел ряд экстренных совещаний.
Два дня назад Блэр пообещал решить нефтяной кризис в течение 24 часов, однако сделать это ему пока не удалось. Теперь он заявляет, что протесты "привели к угрозе жизни людей". Система здравоохранения в стране объявлена на чрезвычайном положении. Британская армия получила приказ в случае необходимости принять участие в снабжении страны горючим. По сообщениям Министерства обороны, в стратегических точках страны уже развернуты 80 военных заправщиков, которые в случае необходимости будут снабжать страну топливом.
Отказывается идти на уступки и бельгийское правительство, где ситуация с перебоями бензина и дизеля критическая. Премьер-министр страны в ответ на требования транспортников снижения акцизов на бензин обращается к согражданам с призывом пойти на "глобальную договоренность", включающую снижение социальных выплат, борьбу с незаконной конкуренцией и природоохранные меры. Он заявляет, что снижение налогов не приведет к снижению цен на бензин в стране.
В ответ на официальные заявления транспортники Бельгии не только отказались снять блокаду дорог, но и выступили с требованием снизить цену на 1,85 бельгийского франка (два дня назад было объявлено о повышении цен на бензин на 1,1 франка).
О возможности бензинового кризиса говорят в Дании, Нидерландах и Испании. Ряд мелких датских транспортных фирм объявили о намерении начать акции протеста, аналогичные тем, которые развернулись в Великобритании и Франции. В Нидерландах водители грузовиков блокировали дороги, ведущие к бельгийской границе. Ряд транспортных корпораций Испании и объединение таксистов объявили о начале протестов в Каталонии и Эстремадуре. Премьер-министр Венгрии призвал транспортников и фермеров не следовать примеру других европейских стран. В то же время венгерская нефтяная и газовая компания "МОЛ" заявила, что увеличивает цены на бензин на 2,7% и на дизельное топливо - на 5,4% начиная с пятницы. После чего Ассоциация водителей грузовиков заявила, что "не собирается избегать радикальных мер" в решении бензинового кризиса.
В то же время министр иностранных дел Италии Ламберто Дини призвал нефтеэкспортирующие страны увеличить добычу нефти и снизить на нее цены. Он заявил, что, если страны ОПЕК договорятся опустить цену до 25-28 долларов за баррель, ситуацию в Европе удастся стабилизировать. Он добавил, что акции протеста в Европе против высоких цен "должны явиться сильным сигналом странам - экспортерам нефти".
После решения ОПЕК об увеличении добычи нефти на 3%, цена на нее упала за последнюю неделю на 8 центов и остановилась на отметке 34,2 доллара. В Великобритании произошло снижение на 58 центов - до 31,58 доллара за баррель, самый низкий показатель за последние две недели.