В таком порядке движется кортеж Путина.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В ПОНЕДЕЛЬНИК около 11 часов вечера из переулка в районе метро "Кутузовская" на Кутузовский проспект выскочили "Жигули" девятой модели и врезались в бронированный "Мерседес" из кортежа президента РФ Владимира Путина. Машина, в которой находились сотрудники охраны президента, перевернулась, но телохранители отделались легкими ушибами. Другие автомобили из президентского кортежа, равно как и машина самого Путина, не пострадали. Не пострадал и водитель "Жигулей".
Очевидно, что удар при столкновении был очень сильный - как правило, президентский кортеж ездит на скорости около 100 километров в час. Да и бронированные "Мерседесы" перевернуть очень сложно. Сотрудник технического отдела ЗАО "Даймлер-Крайслер Автомобили РУС", пожелавший остаться неназванным, сказал обозревателю "НГ", что даже в самых экстремальных ситуациях бронированные машины будут скользить боком, но вряд ли перевернутся. "Хотя, конечно, они не танки и от очень сильного удара могут перевернуться", - добавил он.
Сотрудники кремлевской администрации говорят, что инцидент произошел по вине водителя "Жигулей", который нарушил правила дорожного движения. Расследование этого происшествия было возложено на сотрудников ФСБ, которые сейчас пытаются установить, не являлось ли столкновение заранее спланированной акцией.
Но, надо сказать, совершить теракт против людей, находящихся в бронированном автомобиле, - дело очень сложное. Существует несколько видов бронированных автомобилей "Мерседес-Бенц Guard", которые используются Кремлем в качестве машин сопровождения. Как сообщили обозревателю "НГ" в техническом отделе ЗАО "Даймлер-Крайслер Автомобили РУС", автомобили со спецзащитой выпускаются только по личному заказу. "Эти машины очень дорогие, и никто не будет их просто так делать, чтобы они потом пылились в магазине", - говорят сотрудники технического отдела. Делая заказ, клиент обговаривает все - начиная с того, какого цвета должен быть салон и следует ли устанавливать внутри холодильник с телевизором, и заканчивая тем, какая степень защиты ему нужна.
Фирма предлагает несколько вариантов. "Мерседесы" со степенью защиты В4 изготавливаются из высокопрочной стали и стеклопластиковых композитов и защищают от обстрела из револьвера 44-го калибра Magnum. Машины со степенью защиты В6 и В7 изготавливаются из специальной стали с элементами композитов. Они защищают не только от обстрела из пистолетов, но и от автоматных очередей, а также от осколков ручных гранат. Топливные баки бронированных автомобилей защищены от воздействия извне, а специально изготовленные колеса позволяют проехать какой-то отрезок пути при простреленных шинах. В таких машинах также может быть установлена специальная аппаратура, блокирующая все двери во время нападения.
Обозреватель "НГ" связался с находящимся в Архангельске бывшим начальником президентской охраны Александром Коржаковым.
- Александр Васильевич, скажите, пожалуйста, были ли такие случаи раньше, во время вашей работы?
- Были случаи с авариями, но чтобы так перевернуться на ровном месте, когда потока машин не было, нет, такого не было.
- По вашему мнению, почему это могло случиться в данной ситуации?
- Самая основная причина в том, что мастеров в так называемом "гоне" (езда за рулем автомашин президентского кортежа. - "НГ") осталось слишком мало, а может быть, вообще уже не осталось. Они уже ушли, а новых не учили, потому что причина одна и та же, как и по "Курску", - недофинансирование.
- То есть это непрофессионализм, как я понимаю?
- Грош цена такому водителю, чтобы такой "большой кровью" и не нанести "противнику" ущерба, - это слишком большая цена. Потом там вопрос еще в самой системе охраны на трассе. Там же сейчас творится "беспредел", когда по 20 минут, по полчаса ждут проезда президента. Для любого, даже слабенького террориста так легко исполнить желаемое. Сами понимаете, когда пустая трасса и перекрываются все переулки, улицы... Я это называю ефрейторский зазор. Я одно время всегда по этому поводу устраивал разборки с руководством ГАИ. Нельзя так обеспечивать безопасность... Когда он идет один по трассе, и все это наблюдают. Это красиво, конечно, хорошо, интересно, но это до определенного момента. Насколько я знаю, "Жигуленок" выскочил из местного проезда. Сотрудника ГИББД на каждый местный проезд не поставишь. Нужно по-другому строить систему охраны трассы. У нас же как привыкли в России? Самое легкое обеспечение безопасности президента, это система - "не пущать", она доминирующая. Я, честно говоря, всю жизнь был против этого принципа. Но если президент сам побеспокоится о своей безопасности и поймет, что принцип "не пущать" не работает, то спокойно можно обеспечить полную безопасность. Практически стопроцентную. Хотя такой гарантии ни одна служба безопасности в мире не дает.
Кроме этого, тяжелая материальная ситуация у Федеральной службы охраны. Ребятам уже четыре с лишним года не пересматривали зарплату в соответствии с инфляцией. Люди уходят, остается молодежь.
- Это новые машины сопровождения?
- Это те же самые машины, что были и при Ельцине. Они надежные, нормальные машины, но для определенных ситуаций. Экипаж машины действует в соответствии с инструкцией и в зависимости от ситуации. В этой ситуации, я уверен, я чувствую, не было такой опасности, чтобы так рисковать.
- Инструкция по данной ситуации как формулируется?
- Если президенту грозит опасность, то принцип один: дави. И чем быстрей, тем лучше. Тут уже рассуждать некогда.
- Какие особенности у машин сопровождения?
- Там сиденья крутящиеся, падающие стекла на окнах. На стенах подвески, чтобы специальные средства находились под боком.
- Люди, которые в сопровождении, это новые люди, набранные Путиным?
- Все новые.
- И все в основном молодые, как вы сказали?
- Какая разница, кто сидит в машине "мешком"? Их судьба, их жизнь в руках у водителя. В работе с водителями просто необходима кропотливая, постоянная работа, тренировки, тренировки на изматывание должны быть, как раньше было в "гоне". Но руководство "гона" давно сменилось. Фактически "гоном" руководят механики, совершенно не те люди. Сейчас, конечно, курсы начнутся и т.д. Все будет, обязательно. А на ремонт машины, если она перевернулась, тысяч 10 долларов, а то и больше нужно ухлопать.
- А сколько вообще такая машина может стоить?
- Нам она стоила дешевле, чем на рынке стоит. Потому что у нас были отношения хорошие с фирмой "Мерседес". А им это было - как реклама. Может быть, тысяч 40-50 долларов заплатили.
- Ваши специалисты участвовали при сборке, следили?
- Это был спецзаказ. Я не могу сказать, что следили. Там нужно находиться, нужно оплачивать командировки людям, чтобы они смотрели, как машину собирают. "Мерседес" - достаточно солидная фирма, неприлично было бы, чтобы кто-то за ней следил. Нет, такого не было.
- Возможно ли, что это попытка теракта?
- Нет, невозможно. Но, когда президент "голый" едет по трассе, всякое может случиться.