Операция по извлечению тел экипажа затонувшей атомной подлодки "Курск" уже на подготовительном этапе сталкивается здесь, в Норвегии, с рядом серьезных проблем. Прежде всего речь идет о высоких финансовых затратах, напрямую связанных с участием в планируемых подводных работах норвежских и британских специалистов. Напомню, что на прошлой неделе между норвежско-британской фирмой "Столт офшор" и российским ЦКБ "Рубин" из Санкт-Петербурга был подписан договор о предварительных намерениях в связи с проектом о совместных действиях по поднятию погибших подводников на поверхность. Однако составленная западной стороной контрактная смета в ее предложенном виде не устраивает руководство "Рубина" из-за дороговизны.
Участие норвежцев и британцев в подводном обследовании потерпевшего катастрофу "Курска" уже обошлось в сумму около 900 тыс. американских долларов. Эти затраты взяло на себя норвежское правительство и отнесло расходы на счет предоставления России гуманитарной помощи. Ныне же речь идет об услугах на чисто коммерческой основе, а выполняемые водолазами-глубоководниками операции и использование спецоборудования стоят заказчику, как правило, очень дорого. Подобные работы относятся к разряду наиболее высокооплачиваемых. За риск надо платить.
Специалисты "Рубина" являются авторами конструкции "Курска" и в создавшейся ситуации осуществляют техническое руководство действиями с российской стороны. Пресс-секретарь фирмы "Столт офшор" Бенте Бярхейм в интервью с "НГ" осветила основные моменты подготовительного этапа работ. "Российская сторона, - сообщила она, - оказала полное доверие и проявила завидную открытость. Была предоставлена возможность ознакомиться с необходимой документацией, а также получить принципиальные чертежи конструкции подлодки "Курск". В свою очередь, мы переслали российской стороне предложение с описанием предлагаемого нами развернутого плана деятельности. Надеемся получить ответ в кратчайшие сроки".
Совместная международная подводная операция, которая, кстати, будет впервые проходить в рамках "НАТО-Россия", во всех отношениях необычна и состоит из нескольких фаз. В ходе подготовки к проникновению на "Курск" 15 российским водолазам предстоит пройти ускоренный учебный спецкурс на базе фирмы "Столт офшор" - по всей вероятности, в Бергене. Они же в дальнейшем и будут выполнять непосредственные работы по проникновению вовнутрь сильно поврежденной субмарины. Ходом всей операции будут руководить норвежские и британские водолазы, которые будут находиться снаружи, но готовые в любую минуту прийти россиянам на помощь.
В контракте помимо высокой сметы есть, как отмечают здесь, и другие моменты, неприемлемые для российской стороны, однако административный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский в своем комментарии условий контракта не стал вдаваться в подробности. Тем не менее он подчеркнул, что без участия иностранных специалистов извлечь тела затонувшего экипажа "Курска" практически невозможно. Начало самой операции в Баренцевом море может быть перенесено на октябрь.
Осло