ЗАСЕДАНИЕ российского правительства, посвященное подготовке экономики к зиме, стало, кажется, таким же обязательным явлением, как и само это время года.
Проблемы накануне отопительного сезона знакомые - недостаточный уровень расчетов "живыми" деньгами, недостаточные запасы топлива на электростанциях и отставание в ремонтных работах энергооборудования РАО "ЕЭС". В крупных городах, например, эти работы выполнены лишь на 70-85%. Основная причина срывов - отсутствие запасных частей и выявление новых неполадок на этапе испытания оборудования. Сейчас РАО "ЕЭС" задолжало ремонтным организациям 16,4 млрд. руб.
Особенно тяжелая ситуация сложилась с запасами мазута, они, правда, несколько больше, чем в прошлом году, однако, во-первых, общее энергопотребление в стране выросло, а потребности в мазуте из-за сокращения доли газа в топливном балансе вырастут в этом сезоне на 30%. К 1 октября на электростанциях должно быть 3,5 млн. тонн мазута, а сейчас в наличии лишь 1,7 млн. тонн. В связи с этим нефтяным компаниям вчера было поручено обеспечить "ускоренное накопление запасов топлива на электростанциях". Решить проблему поможет сокращение экспорта мазута.
Основной докладчик - министр энергетики Александр Гаврин был особенно недоволен состоянием запасов топлива на электростанциях. Энергетикам в докладе министра досталось: "...объяснять прекращение подачи электроэнергии... отсутствием топлива на электростанциях, как это неоднократно делали энергетики в предыдущую зиму, это значит признаться всей стране в том, что кризисные ситуации прогнозировались и, более того, организовывались в связи с ненакоплением достаточных запасов топлива в зимний период".
Выступая на брифинге после заседания правительства, вице-премьер Виктор Христенко фактически поддержал приказ главы правления РАО Анатолия Чубайса об оплате электроэнергии только в денежной форме. "Без реальной расчетной дисциплины просто невозможно говорить о нормальной подготовке к зиме", - сказал он. Впрочем, вице-премьер признал, что у проблемы есть и другая сторона - бюджетные организации не обеспечены достаточным финансированием. Даже выделяя им дополнительные средства, правительство не дает им возможности полностью оплатить услуги энергетиков, поэтому от бюджетников требуют, чтобы они свои дополнительные доходы направляли прежде всего на эти цели.
Виктор Христенко коснулся и спорной ситуации, сложившейся в отношениях между РАО "ЕЭС" и Минатомом. Атомщики настаивают, чтобы доля "живых" денег в расчетах РАО с ними совпадала с общим уровнем денежной составляющей (70%) в платежах энергомонополии. По мнению же Виктора Христенко, это требование не вполне корректно, так как РАО "ЕЭС" не является финансово консолидированной организацией.