СРЕДНИХ лет мужчина в сером несся по проезжей части, практически расталкивая грудью встречные машины в погоне за "своей" дамой. Она уже успела отойти на два метра от припаркованной "девятки", когда бесстрашный спринтер окликнул ее. При ближайшем рассмотрении "кавалер" оказался банальным сотрудником парковки, а "прекрасная дама" - горемычной автомобилисткой. Девушка категорично отказывалась платить положенные 5 рублей 50 копеек, дядя в сером наступал. В итоге дама уступила, с отвращением протянув визави деньги.
Одной из жертв исследования корреспондента "НГ" о насущной необходимости притротуарных парковок для москвичей пал молодой человек по имени Михаил. "Для водителей парковка дело бесполезное, пустая трата денег, зато для города - сверхприбыльное. Вложений-то ровным счетом никаких - разметку сделал и собирай деньги. Даже при том, что, наверное, процентов 50 из них за парковку не платят. Вот как я. Дело принципа. Потому что, за что платить? За воздух? Что они мне делают за мои деньги? За сохранность машины ответственности не несут, стекла не моют, не здороваются даже. Припарковаться и потом выехать, никого не задев, я слава Богу и сам умею.
- Скандалы - это каждый день пожалуйста, - говорит экипированный в безрадостно серую униформу Игорь. - По моему опыту, платная муниципальная парковка нужна. Многим водителям мы помогаем парковаться, выезжать, присматриваем за машинами, хотя ответственности за их сохранность не несем. На неохраняемых парковках, бывает, и стекла бьют, а при парковщиках порядка больше. В день я зарабатываю рублей 100. Выручка минус план. Конечно, для молодого человека это мало. Если так и дальше пойдет, буду искать себе другую работу. Говорят, и Юрий Михалыч своим указом то ли отменил парковки полностью, то ли только в центре.
В пресс-центре мэрии информации об "указе Лужкова, ликвидирующем платные парковки в городе", удивились и "успокоили". Речь идет не о том, чтобы сделать парковку в Москве бесплатной. Просто в городе развелось множество стихийных парковщиков, назрела необходимость перерегистрировать действующие парковочные места, провести ревизию. Она начнется уже осенью. Возможно, в центре у зданий, где располагаются властные структуры, платная парковка для простых смертных действительно будет отменена.
Не следует забывать и о том, что с принятием второй части федерального налогового кодекса московский бюджет потеряет около 40 млрд. своих ежегодных доходов. Восполнять "секвестрированные" налоги предполагается из нескольких источников. Один из них - новый подход к старой эксплуатации парковок. Времена, когда полугосударственные и откровенно частные фирмы от имени мэрии собирали оброк с городской земли и при этом умудрялись ни разу не выполнить бюджетного задания, закончились.
Платные парковки - заграничное изобретение, изуродованное тяжелой постсоветской действительностью. Причем вне зависимости от того, где оно уродуется, отношение к нему со стороны заинтересованных слоев населения резко негативное. Что косвенно подтвердил и мой ненаучный блиц-опрос на улицах Москвы. 10 из 10 водителей и трое из пяти охваченных респондентов ни единого доброго слова не сказали об авторах идеи платных парковок, зато щедро делились со мной рецептами победной войны за бесплатную парковку с ее блюстителями, призывали объединяться и бороться за свои права. Неглупая мысль. Например, в Санкт-Петербурге городской суд отменил, как незаконное, распоряжение губернатора о сборах за парковку.
Вся прелесть правовой ситуации состоит в том, что плата за парковку согласно Федеральному закону "Об основах налоговой системы в РФ" входит в перечень местных налогов и сборов, аннулирующихся автоматически, как только в регионе вводится налог с продаж. Любой магазинный чек подтвердит вам его наличие в Москве. С 1 января он даже вырос до 4%. Но чиновники продолжают сопротивляться реальности, объясняя, что взимается с паркующихся не налог, а, оказывается, арендная плата за пользование муниципальной землей. Сие благородное дело поручено государственному предприятию "Городская служба платных парковок".