Сегодня Московский городской суд должен приступить к повторному рассмотрению дела бывшего заместителя директора первого департамента Азии МИД России Валентина Моисеева, которого Мосгорсуд в декабре 1999 года признал виновным в шпионаже в пользу Южной Кореи и приговорил к 12 годам лишения свободы. Летом 2000 года Верховный суд России отменил этот приговор, отправил дело на повторное рассмотрение, но меру пресечения Моисееву, содержавшемуся под стражей, не изменил.
Как заявил вчера на пресс-конференции адвокат Моисеева Юрий Гервис, он будет ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных, так как боится, что в противном случае суд под давлением ФСБ вынесет такое же решение, как и в прошлом году. По словам Гервиса, в этом деле есть подложные документы. Он утверждает, что найденные при обыске у Моисеева 4,5 тысячи долларов были разложены сотрудниками ФСБ по конвертам с печатями посольства Южной Кореи и надписями "Моисееву", после чего представлены суду в качестве вещдоков. "Какое же посольство будет платить своим шпионам таким образом?" - удивляется Юрий Гервис.
Вообще в ближайшее время в России должны состояться судебные заседания по нескольким "шпионским делам". Военная коллегия Верховного суда РФ скоро приступит к рассмотрению кассационных жалоб военного журналиста Григория Пасько и его защитников. В июле прошлого года Военный суд Тихоокеанского флота признал, что Пасько, обвинявшийся в шпионаже в пользу Японии, на самом деле шпионом не является и приговорил его к трем годам лишения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Но сразу же после объявления приговора журналисту сообщили, что он подпадает под действие амнистии, и выпустили его на свободу. Однако Григорий Пасько и его защитники не согласны с решением суда. Поскольку, как заявил вчера на пресс-конференции адвокат Пасько Михаил Маров, журналист должностным лицом не является, и его подзащитный "действовал в рамках закона о СМИ".
Ожидает суда и заведующий сектора военно-политических исследований Института США и Канады Игорь Сутягин, арестованный в октябре прошлого года сотрудниками УФСБ по Калужской области. Ему также было предъявлено обвинение в шпионаже. Павел Подвиг, работавший вместе с Сутягиным над книгой "Стратегическое ядерное вооружение России", утверждает, что арестованный ученый не имел никакого доступа к секретным документам и потому не видел ни одного из них. Сейчас защитники Сутягина готовят ходатайство о том, чтобы судебные слушания были открытыми, надеясь на то, что это обстоятельство заставит судей признать несправедливость предъявленного ученому обвинения.