Новое столичное
ВЧЕРА утром были опознаны тела всех погибших, извлеченных из лифтовой шахты Останкинской телебашни и из самого упавшего лифта. Спасатели извлекли тело заместителя начальника Управления государственной противопожарной службы Северо-Восточного административного округа города Москвы Владимира Арсюкова, девушки-лифтера Светланы Лосевой и сотрудника Останкинской телебашни сантехника Александра Шепицына. Выяснилось, что лифт рухнул с высоты более 200 метров, после чего на него упали противовес и трехкилометровый трос. Лифт сильно деформировался, и спасателям пришлось разрезать газосварочными аппаратами его крышу, чтобы извлечь тела погибших. Мать Светланы Лосевой Валентина Мишайкина была госпитализирована врачами, дежурившими у Останкинской башни с диагнозом "ситуационный невроз" за несколько часов до того, как спасатели извлекли тело девушки.
Как сказали обозревателю "НГ" в Управлении государственной противопожарной службы ГУВД города Москвы, при таком сложном пожаре жертв могло бы быть и больше. Посетители ресторана "Седьмое небо" и смотровой площадки остались живы только потому, что пожарные начали их выводить на улицу сразу же после того, как сработала сигнализация. Могло бы быть много жертв и среди самих пожарных, поскольку им приходилось работать в узких коридорах при воздействии очень большой температуры, из-за которой накалялись металлические конструкции. "Такого сложного пожара и такого тушения, наверное, еще не было ни в одной стране", - сказали обозревателю "НГ" в УГПС ГУВД города Москвы.
Правда, вчера на брифинге в МВД журналистам раздали справку о пожаре на Останкинской телебашне с несколько иной версией развития событий. В ней говорилось, что об этом происшествии пожарные узнали от жительницы одного из домов по Гостиничному проезду, который находится недалеко от станции метро "Петровско-Разумовская", позвонившей по телефону "01". И уже после того как женщина сообщила дежурным в Центральном узле связи УГПС ГУВД города Москвы, что из окон ее дома виден дым, окутывающий верхушку Останкинской телебашни, были высланы пожарные машины. А затем уже об этом происшествии сообщили по телефону работникам Останкинской башни.
Правда, как говорится в справке, старший инспектор 111-й пожарной части, обслуживающей телебашню, в это же время, "находясь на территории объекта, увидел интенсивное выделение дыма с антенной части телебашни", после чего подтвердил правдивость сообщения о возгорании. Однако в УГПС ГУВД города Москвы опровергли эту информацию, сказав, что если бы все происходило таким образом, пожарные не успели бы вывести на улицу людей, находившихся на смотровой площадке и в ресторане "Седьмое небо".
Последний раз пожарные инспектора посещали телебашню в мае 2000 года. Тогда они выявили несколько десятков нарушений и вручили представителям администрации Останкинской телебашни предписание, в котором предлагалось устранить 38 недостатков. К моменту пожара руководство устранило только 16 из них.
В частности, администрация башни так и не оборудовала помещения на седьмом этаже аппаратурой оповещения людей о пожаре, 13-этажную конусную часть так и не разделили на два изолированных отсека. Пути эвакуации людей при возможном пожаре не были обеспечены противодымной защитой, а раздвижные двери, установленные в ресторане "Седьмое небо" на пути эвакуации, не заменены на более надежные распашные.
В этом году за нарушение правил пожарной безопасности пожарные привлекли к административной ответственности 12 работников телебашни. Кроме того, в 2000 году приостанавливалась работа 22 установок и участков электросетей, находившихся в пожароопасном состоянии.
Однако тушение пожара было затруднено отнюдь не из-за недоработок администрации Останкинской телебашни. Главная сложность заключалась в конструкции самой башни. Здание проектировалось при отсутствии нормативных требований по обеспечению пожарной безопасности к такому типу объектов. Правда, после того как она начала функционировать, вопросы по обеспечению противопожарной безопасности не раз поднимались на уровне Министерства внутренних дел и Министерства связи СССР.
Между тем сотрудники "Мосгортреста", которые фиксируют изменения в телебашне, вчера сообщили, что никаких отклонений в ее положении не наблюдается. Ее колебания находятся в норме и не превышают обычных, наблюдавшихся до пожара. Однако правительство Москвы на всякий случай еще не дало указаний по восстановлению движения автотранспорта по дорогам, находящимся вблизи Останкинского телецентра.
Министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Лесин вчера опять заявил, что Останкинская башня должна быть восстановлена. Лесин сообщил, что она опять будет использоваться для трансляции телепередач и передачи сигналов пейджинговых компаний. Но когда это будет - неизвестно.
Но прием телепередач в Москве и области уже налаживается. Участники состоявшегося вчера очередного заседания штаба по ликвидации последствий пожара в телебашне выразили уверенность в том, что вещание ОРТ и РТР на Москву и область будет восстановлено в ближайшее время. Однако в некоторых районах Подмосковья жители уже могут смотреть передачи каналов ОРТ, РТР и НТВ, так как во многих городах существуют свои эфирные и кабельные телестудии, через которые и был налажен прием спутниковых сигналов этих телеканалов. Кроме того, в некоторых подмосковных городах по-прежнему принимают передачи ТНТ. Но жители нескольких районов, где нет своих телевизионных студий, до сих пор лишены возможности принимать какие бы то ни было каналы. Среди них - Можайский, Рузский и Волоколамский.