Ради упаковки циклоспорина этому человеку пришлось просидеть в коридоре полдня.
Подпись Александра Шалгина (НГ-фото)
В МОСКОВСКОМ городском нефрологическом центре в день выдачи циклоспорина выстраиваются огромные очереди людей с донорскими почками - инвалидов I группы. Они приходят в 6 часов утра, записывают свои фамилии на тетрадном листке и садятся под дверью кабинета, в котором в 9.30 должны начать бесплатную раздачу лекарства. Когда я пришла в Московский городской нефрологический центр в половине девятого утра, на тетрадном листке было записано уже 78 фамилий, но люди продолжали приходить.
В очереди за циклоспорином собираются люди всех возрастов, причем больных пенсионного возраста среди них не так уж и много. Они сидят вдоль стен темного коридора, мрачно уставившись в пол. В 9 часов утра медсестра включает свет. Причем ни у кого нет твердой уверенности в том, что лекарство все-таки начнут выдавать.
"В понедельник мы тут сидели и ждали до потери пульса, а циклоспорин так и не привезли, - рассказывает пожилой мужчина. - Во вторник звоню утром, говорят, нет ничего, звоню днем - отвечают: "Приезжайте, будем выдавать до вечера, пока все не раздадим". На дверях кабинета висит табличка, на которой написано, что за циклоспорином можно приходить в понедельник, среду и четверг. Но люди, у которых заканчивается лекарство, звонят в регистратуру каждый день, потому что циклоспорин могут привезти и в другие дни.
А между тем даже из-за одного дня пропуска этого лекарства у пациента может начаться отторжение донорской почки. И в этом случае его придется подключать к аппарату искусственной почки. Это значит, что несколько раз в неделю человек вынужден будет приходить в больницу для очищения организма, а такая процедура занимает несколько часов.
"Все дела бросай и сиди тут! И каждое лето так! Мы высиживаем тут до самого вечера - иногда и в 8 часов вечера уходим, - говорит женщина среднего возраста. - Мне для сына должны выдавать 2 пузырька на 40 дней, а что на деле получается..." По словам пациентов Московского городского нефрологического центра, часто они получают лекарство не на месяц, а на 20 или 25 дней. На вопрос, что они делают в том случае, если у них не хватает циклоспорина, они отвечать не хотят.
Но, по информации обозревателя "НГ", некоторые больные покупают лекарствo из запаса тех людей, у которых по каким-то причинам донорская почка была отторгнута организмом и их подключили к аппарату искусственной почки. Причем покупают довольно дешево. Если в аптеке стоимость одной упаковки циклоспорина доходит порой до 10 тысяч рублей, то у товарища по несчастью ее можно купить за одну тысячу рублей, а порой и за 500 рублей. А одной упаковки хватает только на полмесяца. Некоторые же пытаются сделать запасы чуть ли не с риском для жизни. Перед тем как пойти сдавать анализы, они при помощи нехитрых технологий добиваются таких изменений в организме, при которых врач прописывает им двойную дозу препарата.
"Куда уходят наши лекарства? - удивляются больные. - Мы в начале августа направили письмо в Комитет здравоохранения Москвы с просьбой разобраться. Под ним подписались 64 человека. А копии отослали в мэрию, Центр социальной защиты инвалидов, Московскую городскую прокуратуру и главврачу 52-й горбольницы, на территории которой находится наш центр. Пока пришел ответ только из мэрии - там говорится, что письмо переслали в Комитет здравоохранения. Но зачем? Мы же написали в письме, куда отправлен оригинал. Нам сказали, что с лекарствами такая напряженка, потому что правительство Москвы выделило мало денег. Вот мы и хотели узнать, действительно ли это так или нас обманывают".