Такой беды в нашем ВМФ еще не было. История советского и российского подводного флота катастроф подобного масштаба, как с К-141 "Курск", до сегодняшнего дня не знала. Так - за считанные секунды - атомные подводные лодки у нас до этого случая не гибли. Трагедия в Баренцевом море, по мнению отечественных экспертов, разыгралась буквально в течение нескольких мгновений. К числу наиболее вероятных версий гибели субмарины в настоящее время относят следующие.
Взрыв в отсеке
В ракетно-торпедном отсеке - по не выясненным пока причинам - произошел сначала взрыв одной торпеды (скорее всего дальноходной парогазовой типа 65-76). Это привело к последующей детонации всего боекомплекта отсека, который мог насчитывать до 24 торпед, каждая с боевой частью в 200 и более килограммов тротила. В пользу этой версии свидетельствуют следующие факты. В первом отсеке лодки находились военпред старший лейтенант А.Ю. Баранов и служащий М.И. Гаджиев (по некоторым сведениям, один из ведущих конструкторов торпедного вооружения). Их присутствие на торпедной стрельбе еще никак не откомментировано представителями флота. Вполне возможно, что они планировали проверить в ходе выполнения стрельб результат какой-либо модернизации торпеды. Между прочим, эта торпеда на флоте считается "с дурнотой" и работа с ней требует особой предосторожности.
К тому же при выполнении торпедной стрельбы на лодке этого проекта могли для выхода воздуха от торпедных аппаратов открывать переборочные люки, что в условиях подрыва боевых частей торпед могло повлечь за собой катастрофические последствия. Наконец, есть сведения, что, начиная с пятого корпуса на лодках проекта 949 переборку между 1-м и 2-м отсеками сделали облегченного типа, а на первых четырех лодках она была равнопрочной с основным корпусом. "Курск", кстати говоря, десятая лодка этого проекта. Все это также могло сыграть далеко не лучшую роль в случившейся катастрофе.
От полученных серьезнейших повреждений лодка практически мгновенно уткнулась в дно, получила еще один мощнейший динамический удар, который привел к срыву с фундаментов основного оборудования и многочисленным механическим повреждениям внутри прочного корпуса. В результате удара и взрыва, по всей видимости, не сохранились аккумуляторные батареи. Возможно, возникли пожары.
К сожалению, с горечью можно с достаточными на то основаниями говорить о гибели до 80% экипажа буквально в первые секунды случившейся катастрофы, тем более что большая часть офицеров и матросов во время похода располагалась в первых трех отсеках. В очень тяжелых условиях оказались моряки и в остальных отсеках. Этим объясняются и те факты, что экипаж не воспользовался ни одним из имеющихся средств сигнализации о случившейся беде и спасения. Трудно об этом говорить, но шансы продержаться хотя бы несколько часов были не очень большими и у моряков, находящихся в кормовых отсеках.
К слову говоря, информация о том, что в первые часы катастрофы с экипажем была установлена акустическая связь, является большим преувеличением. К сведениям этого же характера следует отнести и появившиеся данные о том, что ядерные реакторы заглушены (скорее всего сработала аварийная защита).
Результаты обследования корпуса лодки вскоре после катастрофы дали очень неутешительные результаты. Подводный ракетоносец имеет серьезнейшие механические повреждения легкого и прочного корпусов, которые в носовой части трудно назвать и повреждениями. Правильнее будет сказать, что носовых отсеков у атомной подводной лодки в настоящее время нет.
Следствие маневра
По следующей версии, к случившейся катастрофе привел некий маневр, предпринятый экипажем атомной подводной лодки "Курск" с целью уклонения от возможного столкновения с каким-то надводным объектом. В результате этого лодка, учитывая незначительную глубину моря в районе планируемого выполнения учебных торпедных стрельб, могла удариться носовой частью о дно моря, что привело к детонации боекомплекта и фактическому разрушению первых отсеков ракетоносца. Однако против этой версии по меньшей мере два обстоятельства. Первое: лодка на грунте лежит с почти всеми поднятыми выдвижными устройствами, вплоть до связных антенн и систем забора воздуха. Это говорит о том, что в момент катастрофы она находилась на перископной глубине. В случае угрозы столкновения с каким-либо надводным объектом командиром могло быть принято решение на срочное погружение, однако в этом случае в первую очередь убираются выдвижные устройства. Второе: пока нет никаких объективных доказательств того, что в районе катастрофы в тот момент времени находились наши военные корабли или гражданские суда. Отряд боевых кораблей Северного флота для обозначения тактического фона учений находился в этот момент на другом краю полигона боевой подготовки.
Результат столкновения
Кроме того, на настоящий момент все-таки не стоит полностью отвергать возможность столкновения АПЛ К-141 с иностранной подводной лодкой. Однако в этом случае "Курск", обладая значительно большим водоизмещением, нанес бы гораздо более мощные повреждения иностранной субмарине, и, по всей видимости, она не смогла бы далеко уйти от места столкновения. Кроме того, имевшие место ранее столкновения подводных лодок никогда не приводили к столь катастрофическим последствиям, связанным с подрывом боекомплекта. Наконец, на дне моря и в корпусе лодки должны оставаться части от субмарины, с которой столкнулся "Курск". Пока очевидных доказательств такого столкновения не найдено.
Между тем за последнее время было несколько таких столкновений. В частности, К-108 с американской подводной лодкой "Тотог" в 1970 году, К-276 с американской АПЛ "Батон Руж" в 1992 году, ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Борисоглебск" с атомной подводной лодкой ВМС США "Грейлинг" в 1993 году. В целом представители главного штаба ВМФ России отмечают 18 подобных инцидентов.
Следует отметить, что представители ВМС США пока отрицают возможность столкновения своей субмарины с лодкой "Курск", хотя и не отвергают факта наблюдения подводными лодками США за районом учений Северного флота. Ранее американцы не всегда подтверждали или отрицали факты столкновения с нашими субмаринами, более того, старались эти случаи замалчивать и по возможности незаметно покинуть место происшествия. В частности, вполне возможно, что в 1968 году подводная лодка Тихоокеанского флота К-129 погибла в результате столкновения с АПЛ ВМС США "Суордфиш". Вскоре после возможного тарана нашей лодки "Суордфиш" встала на ремонт в одной из ВМБ на побережье Японии с сильными повреждениями рубки и корпуса.
О "шальных" торпедах и ракетах
Остальные версии разыгравшейся в Баренцевом море трагедии, по всей видимости, маловероятны. Наверняка к фантастической следует отнести версию о поражении "Курска" торпедой иностранной субмарины. Инцидент такого рода - это фактически объявление войны России. Такого не было в самые горячие годы холодной войны.
Из этого же разряда скорее всего догадка о потоплении
К-141 ракетой с крейсера "Петр Великий". Заметим, что по полигону, в котором находится подводная лодка, другие корабли в это время боевых стрельб не производят. Такого "винегрета" на флоте попросту не бывает. Эти эпизоды тактических учений всегда разносят по времени и это является одним из непременных условий безопасного выполнения стрельб.
Только к следствиям болезненного воображения следует отнести и возможность поражения лодки "Курск" собственной торпедой. Как известно, К-141 выполняла упражнение НТ-4 - стрельбу по главной цели ордера на предельную дальность. Именно для выполнения этой задачи и "настраивалась" торпеда - задавалась необходимая программа, глубина погружения, другие параметры. То есть "отработать" по подводной лодке она просто не могла. Наконец, стрельбы такого рода выполняются только практическими торпедами, т.е. такими, на которых отсутствуют боевые части.
И, наконец, последняя озвученная, но фантастическая версия - поражение К-141 торпедой с другой подводной лодки Северного флота. Однако из самых старых правил техники безопасности на флоте является то, что двух подводных лодок в одном полигоне боевой подготовки быть не должно. Наконец, стрельбы в любом случае выполнялись бы практическими торпедами, даже от попадания которой в АПЛ "Курск" в кают-компании лодки не упал бы и стакан.
Вряд ли в ближайшее время будет известна вся полнота картины, но нарушение техники безопасности представляется более реальным, чем гипотетическое столкновение с каким-то неопознанным объектом. Помимо всего прочего в районе выполнения "Курском" учебно-боевых задач были другие корабли Северного флота. Лодка не могла выполнять их, действуя в абсолютном отрыве от созданного на учении тактического фона, находясь в каком-то "безвоздушном" пространстве. Однако об этих кораблях и командирах, которые, по всей видимости, обладают определенными сведениями о разыгравшейся трагедии, ничего неизвестно.
Есть все основания полагать, что в самое ближайшее время развернутся поиски виновных. Вполне возможно, что в их число попадут командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов и начальник штаба флота адмирал Михаил Моцак. Можно предполагать, что часть вины руководителей в случившемся есть. Однако задумаемся о следующем. В случае отстранения адмиралов от занимаемых должностей кто придет им на смену? Вячеслав Попов и Михаил Моцак - опытнейшие подводники, в свое время руководившие флотилиями атомных подводных лодок, адмиралы, имеющие по двадцать пять лет "подводного стажа". Сменить их на служебных постах в настоящее время могут только люди с гораздо меньшей компетенцией. Адмиралы Северного флота не виновники, а заложники этой трагической ситуации.
Кроме того, случившаяся в Баренцевом море катастрофа еще не повод, чтобы ставить точку в истории подводного флота России. Самый неправильный вывод из случившегося, который может быть только сделан, - поставить все отечественные корабли и лодки к пирсам. Однако не секрет, что единственная гарантия от подобных катастроф и аварий - организация на флоте полноценной оперативной, боевой подготовки и службы. Чтобы не случалось ничего подобного, корабли не должны стоять у пирсов, а каждый выход подводной лодки на боевую службу - становиться событием. Старая истина: дом моряка - в море, по объективным причинам несколько подзабылась за последнее время в Военно-морском флоте России.