БОЛЬШИНСТВО западных военных специалистов считают невероятным, что сотрудничество российского военно-морского флота в спасательной операции в Баренцевом море с двумя государствами НАТО поспособствует устранению недоверия военного руководства РФ по отношению к Западу. НАТО до сих пор воспринимается им как потенциальный враг # 1, пишет мюнхенская газета "Зюддойче цайтунг". Большинство российских высших военных, продолжает она, убеждено в том, что в штаб-квартире НАТО в Брюсселе только и помышляют о том, как бы дестабилизировать Россию или даже напасть на нее. Так полагают и большинство депутатов Думы, а предположительно и бывший советский разведчик Путин, который до сих пор почти не имел возможности лично познакомиться с Западом, а будучи главой государства, едва ли получит ее, заключает газета.
Если немецкие публицисты размышляют на эту тему в несколько отвлеченном духе, то у непосредственных участников спасательной операции - норвежцев - разговор идет более конкретный. Как передает из Осло Петр Черняков, эксперты в Норвегии единодушны в своей критике нерасторопности, засекреченности и склонности к излишней бюрократии в действиях членов российской комиссии по спасению затонувшей атомной подлодки. Раздаются голоса и о том, как обезопаситься от повторения подобных катастроф, могущих привести к непредсказуемым последствиям: скажем, существуют ли в мировом сообществе какие-то механизмы - политические, дипломатические или даже принудительно-силовые, которые бы могли обеспечить необходимый уровень безопасности в вооруженных силах стран, которые, обладая мощным смертоносным потенциалом, сами с такой задачей справиться не могут, так же как не могут спасти своих воинов. Если призадуматься, какого чуда ожидали от горстки норвежских и британских специалистов? А ведь на самом деле они и произвели волшебное действие, показав пример профессионализма и четкости в организации. Быстро собрались, приступили к делу и за неполные сутки добились хоть какого-то результата. У россиян безрезультатно была загублена почти неделя.
Наиболее ясно сформулировал свои профессиональные претензии к руководству российского флота в Арктике командующий военным округом Северной Норвегии Эйнар Скурген. В интервью телекомпании NRK он заявил, что много времени уже по прибытии на место ушло на пустые разговоры и обсуждения. То есть время было зря потеряно. Кроме того, он подчеркнул, что уже длительный период занимается обсуждением вопроса о координировании спасательных операций совместно со своими коллегами из России. В результате стороны пришли к единогласию о необходимости такого сотрудничества. Однако до совместных учений по отработке действий дело так и не дошло.
Настораживает также еще один факт. Российские спасатели постоянно жаловались на тяжелые условия под водой - плохую видимость и сильное течение. Однако норвежские ученые-океанологи, в частности Харальд Лоенг из Морского института в Бергене, заявили, что наличие этих двух факторов несовместимо и они противоречат друг другу.
Относительно позитивной новостью можно считать, что, по предварительным расчетам экспертов "Беллуны" при участии россиянина Александра Никитина, которого, кстати, вызвали на 13 сентября в суд, вероятность самовключения атомного реактора на "Курске" равна нулю.
Позитивной можно считать и позицию Анри Леша, передает из Страсбурга Владимир Катин. Во Франции Леша - личность прославленная: морской офицер, командир подводных кораблей, он 22 года прослужил на флоте, и в его личном деле значатся 25 тысяч часов, проведенных в подводных плаваниях, каждое из которых длилось по два и более месяцев. В настоящее время он ведает всеми кадрами военно-морского флота Франции, в составе которого десять подводных лодок.
О катастрофе "Курска" он говорит с болью в сердце, подчеркивая, что команда каждой такой лодки любой страны находится в постоянной повышенной опасности по сравнению со всеми другими родами войск. "Такая команда, - говорит он, - всегда начеку, неусыпно и бдительно следит за исправностью и нормальным функционированием всех сложных приборов, технического оснащения... Но даже при самой, казалось бы, идеальной ситуации, когда все в порядке, когда все работает четко и слаженно, даже тогда нельзя исключать возможности технических неполадок, сбоев и человеческих ошибок. Не один раз за свою практику я переживал чрезвычайно острые критические ситуации. Кажется, все как будто досконально выверено и рассчитано, но фактор непредсказуемости остается всегда".
В подтверждение он приводит пример трагической гибели двух французских лодок, работавших на дизельном топливе. В 1958 году при глубоководном погружении затонула, не выдержав сильного давления водной массы, "Минерва"; в 1970 году в результате аварии исчезла в морской пучине "Эвридика". В обоих случаях погибли все находившиеся в подлодках моряки. Такая же участь постигла несколько лет назад американскую подводную лодку, причем родственникам погибшего экипажа до сих пор не сообщено об обстоятельствах и причинах катастрофы под предлогом "военной тайны".
Все это говорит о том, что самая надежная и современная техника не является гарантией неуязвимости, не застрахована от роковых обстоятельств. Мир помнит о трагической гибели "Титаника". На глазах у всей Америки взорвался взмывший в небо "Челленджер" с командой космонавтов. А совсем недавно в Париже рухнул с сотней пассажиров сверхзвуковой "Конкорд". При этом никому в голову на Западе не приходит обвинять в этом глав государств, так же как никто там не собирается канонизировать отправленных в свое время на эшафот коронованных особ, заключает таким довольно неожиданным образом французский моряк.