ПОСЛЕ четырехдневного упрямства, заключающегося в отказе от зарубежной помощи для спасения экипажа затонувшей подводной лодки "Курск", российское руководство в спешном порядке обратилось к иностранным державам за подмогой. Однако и в форме, и в содержании запрашиваемой за рубежом поддержки проявляется типичная и ставшая уже прочной практика неразберихи, безалаберности и отсутствия четкого контроля за происходящим.
Практика показала, что без четкого взаимодействия и, что особенно важно, уважения по отношению к партнеру при соблюдении необходимых формальностей, даже при искреннем желании и имеющихся возможностях, международную помощь морякам организовать весьма непросто.
Как заявляют здесь, подмогу затонувшему "Курску" в виде мини-подводной лодки "LR 5" Лондон посылает на свой страх и риск. По словам пресс-офицера Минобороны Норвегии армейской группы "Юг" Турэ Идсеэ, официального запроса из Кремля британцы так и не получили. Причем они готовы были прийти на выручку уже в понедельник, но не решились, слушая заверения российского руководства в СМИ. И лишь в среду был осуществлен важный шаг - спасательное средство было доставлено гигантским самолетом в норвежский аэропорт Вярнес. Затем на трех трейлерах мини-подлодку и необходимое оборудование повезли в город Тронхейм, где располагается морской порт. Оттуда она отправилась на специальном судне в район катастрофы в Баренцевом море, на что отводится 50 часов. То есть намечаемый день прибытия - суббота. А это - срок во всех отношениях критический. И только в последний момент с российской стороны посыпались предложения пробудившейся мудрости: перебросить лодку самолетом в Североморск. Зачем же было доставлять ее в Норвегию? Пыл российских военных охладел, когда им вежливо разъяснили, что к месту аварии "Курска" необходимо подогнать еще одно спецсудно, с которого мини-подлодка будет отправляться к затонувшей субмарине. Согласно информации военного атташе при британском посольстве в Осло Дэйвида Стэйнсби, такое судно подыскали в норвежском рыбацком городке Кристиансунд. Вчера в полдень, подняв на борт мини-подлодку, оборудование и персонал, спецсудно под названием "Norman Pioneer" направилось на восток, в российские воды.
Однако сложности по оказанию помощи экипажу "Курска" на этом не закончились. Для функционирования британской мини-подлодки, то есть для ее стыковки с российской субмариной, нужно изготовить "конвертер-переходник". На это также требуется время и необходимые материалы. Конвертер вызывалась изготовить судоверфь "Кимек" в норвежском Киркенесе. Однако и здесь возникли проблемы. Труб необходимого диаметра для изготовления конвертера на верфи не оказалось. Тем не менее ее директор Грегер Манноверк заявил в интервью агентству Эн-ти-би, что искомые трубы в ближайшее время будут доставлены. Дело остается за малым: отсутствуют данные о технических характеристиках деталей подлодки, без чего невозможно изготовление конвертера. А кроме того, посредническая морская компания из Осло, заказавшая переходник, пока не дает о себе знать. Так по крайней мере выглядела ситуация на вчерашний вечер.
Тронхейм-Осло