- ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ, какова ваша оценка информации, передаваемой СМИ, об аварии на АПЛ "Курск"?
- Информация разнообразная и очень противоречивая. В том числе как от экспертов-подводников по опыту их прошлой службы, так и от официальных источников. По некоторым данным, "Курск" выполнял торпедные стрельбы, по другим - возвращался в базу. В зависимости от того, что АПЛ фактически делала, можно дать и оценку этой информации и ситуации на аварийной субмарине.
- Своевременно ли была начата спасательная операция?
- Мне трудно судить, когда командованию флотом стало известно об аварии. Но самое трудное - это найти аварийную лодку в море, она была найдена утром в понедельник, 14 августа. Это достаточно быстро. Для спасения людей теоретически можно было продуть главный балласт с использованием спасательных судов. Это самый эффективный способ спасения экипажа вместе с кораблем. В том числе это можно сделать и из кормовых отсеков лодки.
- Возможно ли поднять аварийную ПЛ на поверхность продуванием главного балласта, если у нее затоплено четыре отсека?
- Нет, подводная лодка может в этом случае всплыть только при одном затопленном отсеке и прилегающих к нему цистернах главного балласта (ЦГБ). Если затоплено больше одного отсека, то продуванием ЦГБ ни одну подводную лодку в мире поднять нельзя.
- Какова ваша оценка длительности жизнеобеспечения личного состава в кормовых отсеках аварийного "Курска"?
- Можно считать по известной формуле: 1 кубометр воздуха - одному человеку на один час. Это правильно. Но на АПЛ есть еще резервное средство регенерации воздуха: регенеративные двухъярусные установки (РДУ). Кроме того, есть аварийное средство: шланговая дыхательная аварийная система (ШДА) от специальной автономной системы воздуха высокого давления, если она исправна. Эти средства используются в случае выхода из строя основной системы электрохимической регенерации воздуха К-4 в случае аварии основных источников электропитания. Резервных и аварийных средств дыхания должно хватить более чем на 7 суток.
- Возможен ли выход в море атомной подводной лодки без аккумуляторной батареи (АБ)?
- Это глупость, так как без АБ ее никто не выпустит в море. АБ является резервным источником электропитания для ввода ядерной энергетической установки в море в случае срабатывания аварийной защиты реактора.
- Как вы оцениваете эффективность связи с лежащей на грунте субмариной в ходе спасательной операции?
- По имеющимся в СМИ сведениям, использованы не все возможности для установления связи с экипажем "Курска". Возможно использование звукоподводной связи с надводных кораблей, которая хорошо слышна в отсеках через корпус АПЛ. Такой опыт есть при спасении экипажа АПЛ К-429 на Камчатке в 1983 году. В ответ на вопросы командования спасательной операцией сверху о состоянии аварийной подводной лодки и личного состава снизу можно отвечать ударами кувалды по корпусу назначенное количество раз. Неизвестно, использован ли в данном случае этот опыт.
- Как стало известно, на "Курске" подняты перископ и другие выдвижные устройства, что в этом случае может быть причиной аварии?
- Если она выполняла торпедные стрельбы 12 августа, то, возможно, она была разгерметизирована одновременным открытием задних и передних крышек торпедных аппаратов одновременно. За этим последовали быстрое заполнение водой первого отсека, стремительное нарастание дифферента и попытка командира предотвратить ее аварийное погружение увеличением хода и перекладкой рулей на всплытие. Но запаса глубины не хватило, и подводная лодка ударилась носовой оконечностью о грунт, еще более усугубив свое положение, окончательно повредив торпедные аппараты.
- Почему быстро заполнился водой второй отсек, в котором расположен главный командный пункт корабля ГКП?
- При торпедных стрельбах воздухом для снятия атмосферного удара по личному составу первого отсека на некоторых подводных лодках отдраивается люк между первым и вторым отсеками. На "Курске" он мог быть открыт. Поэтому с быстрым поступлением воды в первый отсек последовали короткие замыкания электросетей и срабатывание аварийной защиты ядерных реакторов, которые лишили командира и расчет ГКП возможности продуть главный балласт аварийно. Кроме того, могла работать межотсечная вентиляция, через которую заполнились третий и четвертый отсеки. А если была поднята шахта ПВП (устройство пополнения воздуха под водой), то через нее заполнился и один из кормовых отсеков.
- Почему командир погружался с поднятыми выдвижными устройствами?
- Тарана точно не было. Эта версия не имеет абсолютно никаких оснований. На лодке работал боевой информационный пост (БИП), который освещает ближнюю морскую обстановку. Еще более мощный БИП работает в штабе руководителя торпедных стрельб, есть система наблюдения на флоте, в том числе на командном пункте флота. В случае появления посторонней цели в районе стрельбы подводная лодка была бы оповещена. Видимо, подводная лодка стала погружаться неожиданно для командира из-за быстрого и неожиданного поступления воды в первый отсек. Если бы он скомандовал "Срочное погружение", то все выдвижные устройства были бы немедленно опущены.
- Как вы оцениваете эффективность сил в ходе спасательной операции?
- Экипажи спасательных судов регулярно сдают курсовые задачи с погружением спасательных капсул на специальном полигоне в бухте Эйна. А вот учет течений, которые в данном районе имеют полусуточный характер (приливо-отливные), гидрометеорологи обязаны рассчитывать и докладывать командованию периоды времени, когда течение минимально или вообще отсутствует. Постоянные течения здесь слабые. Вот в это время можно поставить спасательную капсулу точно на комингс-площадку девятого отсека. Подводная лодка-спасатель БС-257, на которой было два автономных спасательных аппарата, была списана по истечении срока службы еще в 1995 г. Новых нет ни на Севере, ни на Тихом океане.
- Как вы оцениваете эффективность английского спасательного аппарата LR-5, который будет доставлен в субботу в район аварии?
- Мне его возможности неизвестны. Когда придут на место и погрузятся к аварийной подводной лодке, тогда станет ясно, что они могут.
- Каков запас времени у подводников внизу?
- Для точного ответа на этот вопрос надо знать, сколько людей и в каких отсеках находятся. Командиры кормовых отсеков - это молодые офицеры в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта. Надежда только на них. Самое лучшее сейчас собрать весь личный состав в девятый отсек и подготовить его и людей для выхода методом свободного всплытия.