0
3451
Газета События Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

"Курск" с первых минут оказался в катастрофическом положении

Тэги: Курск, подлодка


- Эдуард ДмитриевиЧ, в средствах массовой информации обсуждается несколько версий трагедии, произошедшей с подводной лодкой "Курск". В их числе - и подводная мина Второй мировой войны, и взрыв в торпедном отсеке, и столкновение с другой подводной лодкой. Какова ваша версия этой трагедии?

- Из того, что я видел и читал в СМИ, - много фантастики, надуманного, эмоционального. Я склоняюсь к одной основной версии. В торпедные атаки лодка не выходила. Могу исходя из опыта подводного плавания представить следующую версию. В субботу в период с 11.30 до 11.45 подводная лодка всплывала на сеанс связи, чтобы донести свое место и характер действий. Так принято во всем мире. Мы пришли к единой системе организации подводного плавания. Корабль начал всплытие. Место действительно мелководное. Я бы эту океанскую подводную лодку с ее великими океанскими и поисковыми возможностями и возможностями гидроакустических комплексов, с вооружением, которое она может нести, никогда не послал в этот мелководный район. Но это планировал штаб Северного флота, а Главный штаб утверждал. Я хорошо знаю этот район, прослужил там 14 лет, он не только мелководный, но и с самыми плохими погодными условиями. Если отойти оттуда всего на 250-300 миль в сторону Кольского залива - там совершенно другая погода. В Гремихе я был командиром соединения атомных подводных крейсеров и знаю, что это такое. Считаю это довольно важным сопутствующим обстоятельством.

Так вот, подводная лодка всплывала на перископную глубину на сеанс связи. Об этом свидетельствуют поднятые выдвижные устройства. Если бы командир, как это написано в прошлом номере "НГ", объявлял какие-то срочные погружения, то по этой команде в течение 10-15 секунд самостоятельно были бы опущены все выдвижные устройства. Огромная лодка всплывала на перископную глубину на отметке 30 метров, как положено, командир дал команду на поднятие перископа. Перископ выдвигается первый, и только потом, после визуального осмотра горизонта, - все остальные устройства. Это закон подводника. Команды подает лично командир. Никто не имеет права поднять перископ без приказа командира. И когда еще перископ не дошел до поверхности, ввиду габаритов лодки, а всплывают с дифферентом на корму два-три градуса, в носовой части она получила таранный удар. Это произошло, когда носовая часть подводной лодки находилась на углублении, допустим, от 5 до 8 метров. Даже рубка еще не вышла на поверхность. Этот таранный удар был огромной силы. Зная определенные типы кораблей, утверждаю, что его мог сделать только, допустим, сухогруз ледокольного типа. У него усиленный ледовый пояс, бронированная "бульба". Эти суда разрушают полярные льды толщиной до одного метра. Они ходят по северному морскому пути без проводки ледоколов. И как раз в этот период - июль-август до сентября. Чем еще не удобен был этот район - он расположен на рекомендуемом курсе движения этих судов. Официальная международная трасса - Мурманск-Диксон - 1900 км.

Капитан или командир надводного судна не видел нашу лодку. А для него этот сильный удар был как столкновение с непонятным подводным предметом. Они в донесениях так и пишут. Лодка же, поскольку имеет нулевую плавучесть, резко стала проваливаться. Там слишком маленькая для нее глубина. Если это судно шло со скоростью даже 18 узлов, это около 9 метров в секунду, то 10 секунд, пока лодка еще проваливалась, оно прошло по правому борту лодки. Поэтому сорваны лючки, погнуто устройство для отдачи швартовых команд и повреждена рубка. Именно по правому борту были эти уже скользящие удары. Неизвестная цель ушла, лодка ударилась о грунт. По моим подсчетам, сила удара составляла около ста тысяч тонн.

При большом дифференте на корму, а в последующем - быстрым заполнением первого отсека, он самый большой на лодке, сработала аварийная защита автономных турбогенераторов, основная энергетическая сеть вышла из строя, и тут же при большом поступлении воды закоротило аккумуляторную батарею. По конструктивным особенностям лодки, если пропадает основное питание, там существуют автономные преобразователи, они сразу переходят в особый режим, буквально за шесть десятых секунды, что создает безопасность для лодки, но, к сожалению, этого не произошло, поскольку сразу вышли из строя аккумуляторные батареи. При таком ударе весь процесс по времени мог продолжаться от 35 секунд до одной минуты. Лодка сразу оказалась в катастрофическом положении. Эта огромная махина полностью обесточена. Как только пропало питание, сразу вышел из строя пульт управления системой погружения и всплытия. Командир не смог аварийно продуть главный балласт, чтобы всплыть на поверхность. Скользящие удары по надстройке также могли привести к сопутствующим действиям. Вполне возможно, что те взрывные сигналы, которые слышали находящиеся в Баренцевом море американские подводные лодки, это - взрывы баллонов высокого давления. Такие случаи были у меня на испытаниях новейшей лодки на Тихоокеанском флоте. Взрыв одного баллона равен взрыву ста килограммов тротила. А как раз в легком корпусе лодки размещаются эти многочисленные баллоны. Они могли дополнительно разворотить всю надстройку. Поэтому взрывов могло быть несколько.

Сразу была нарушена герметичность между первым, вторым и третьим отсеками, вышел из строя центральный пост. И, к сожалению, трудно об этом говорить, но две трети экипажа погибли в первые сутки. В том числе весь главный командный пункт от командира до офицеров.

Оставшиеся подводники в кормовых отсеках пытались продуть цистерны главного балласта, чтобы всплыть. В этой кромешной темноте одновременно перевести систему продувания на ручное управление, с местного поста продуть главный балласт одновременно во всех цистернах главного балласта невозможно даже теоретически. Поэтому продулись цистерны правого борта, и лодка завалилась на левый борт. А всплыть она не смогла ввиду приема воды. То есть она оказалась обреченной в течение первых минут. В такой обстановке экипажу сделать что-либо практически невозможно. Другое дело, если говорить об этой версии, о таранном ударе, то здесь есть и вина главного командного пункта подводной лодки. И большая. А сопутствующей виной является именно планирование учений в мелководном районе. Потому что новейшие акустические комплексы, которые стоят на лодке и имеют цифровую обработку и особенность гидроакустических систем, на малой глубине менее эффективны, чем в океане. Акустик не мог разобрать шумовые сигналы от надводной цели. И командиру докладывал, что горизонт чист. Возможно также, что гидроакустик, ввиду того что плавания чрезвычайно редки, не обладал достаточными практическими навыками.

- Правильно ли действовали спасатели?

- Реальная возможность спасти экипаж была бы при хорошей погоде, хороших водолазах, и с этими спасательными средствами она могла быть осуществлена. Но, увы, мешает и погода, и нет таких опытных водолазов-глубоководников, как были раньше. Раньше были две школы водолазов - в Севастополе и в Риге. Они готовили водолазов на весь ВМФ с хорошим опытом, знаниями, офицеров. Мы еще в 1958 году доставали подводную лодку в Балаклаве с глубины 85 метров, она в грунт вошла на семь метров. И экипаж спасли. Эта лодка огромная, глубина - сто метров, а над рубкой глубина всего 80 метров. Да, нет видимости, но дело в том, что я был в подобных экстремальных ситуациях, есть специальные подводные мощные прожектора. Они были еще в 60-х годах. Можно было поставить рейдовое оборудование, четыре бочки на мертвые якоря, наводить водолазов можно было по бределям, на стропах подводить к кормовому люку. Это бы заняло меньше времени, чем вот такой спуск. Конечно, это нарушение водолазных правил, но должен быть точный расчет и оправданный риск. Они могли помочь установить камеры вручную.

- Сейчас много говорят о том, что необходимо было сразу прибегнуть к помощи иностранных государств. Что вы думаете об этом?

- Западная помощь ничего, кроме элемента соболезнования в межгосударственных отношениях, не даст. Соединенные Штаты, не воюя, потеряли 21 подводную лодку. Навечно на грунте остался 431 матрос-подводник. В абсолютно мирное время, в апреле 1963 года, первым утонул новейший атомоход "Трешер", весь мир был потрясен этой катастрофой. Через пять лет в идеальных условиях утонул новейший атомоход "Скорпион". Искали его семь месяцев, участвовало 400 кораблей и самолетов и 6,5 тысячи человек.

Кроме того, что имеются сложности технологического характера, я знаю, что англичане педанты, ни за что не будут рисковать. Время, к сожалению, ушло, экипаж не спасти. И дело даже не в кислороде. Там температура воды 3-4 градуса, при крене в 25 градусов не пройдешь, часть механизмов при ударе сразу была сорвана, часть личного состава при ударе получила ранения, а индивидуальное спасательное снаряжение при таких условиях в затопленном отсеке никогда не оденешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1582
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1780
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1892
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4262

Другие новости