УСТРОИТЕЛИ "Гидроавиасалона-2000", который пройдет в Геленджике с 6 по 10 сентября, рассчитывают привлечь внимание к самолету-амфибии Бе-200 и крупному международному проекту, который в последнее время продвигает МЧС. Речь идет о Международном агентстве по чрезвычайным ситуациям (МАЧС), создание которого обсуждает сейчас в Швейцарии интернациональная рабочая группа.
Помимо чисто гуманитарного аспекта проект имеет серьезные коммерческие перспективы. По статистике, на планете в год тратится на ликвидацию последствий аварий и катастроф до 300 млн. долл. Примерно половина этого рынка ныне принадлежит американцам. Доля России составляет примерно 3-4 млн. долл. В случае создания МАЧС Россия сможет увеличить этот показатель примерно в 10 раз.
Однако на рынке за гуманизм, к сожалению, не платят. Поэтому материальной основой проекта Сергея Шойгу должен стать не имеющий аналогов в мире Бе-200, который был спроектирован в Таганрогском авиакомплексе имени Бериева. Основное назначение базовой модификации этой машины - тушение лесных пожаров. Здесь ей нет равных: зарубежные гидросамолеты поднимают на порядок меньше воды, а машины аэродромного базирования, как правило, располагаются слишком далеко от горящего леса. Показателен такой факт: на одной заправке топливом Бе-200 способен сбросить на очаг пожара 320 тонн воды, ближайший конкурент - не более 42. МЧС заказало Иркутскому авиационному производственному объединению (ИАПО) семь Бе-200, в перспективе рассчитывая закупить еще восемь машин.
Организованный Росавиакосмосом авиасалон в Геленджике привлекает внимание и военных авиастроителей. За шесть лет он завоевал второе место в "табели о рангах" среди российских авиавыставок вслед за проходящим каждый нечетный год Московским аэрокосмическим салоном. Главной новинкой Геленджика в этом году может стать истребитель Су-30КН, который собирается представить на выставке ИАПО. От базового варианта этот самолет отличается многофункциональностью и расширенными возможностями по борьбе с морскими целями. Например, Су-30КН планируется оснастить сверхзвуковыми ракетами "Яхонт", имеющими дальность 300 км (у знаменитого "Москита" - в два раза меньше). Изучается также возможность подвески под самолет новейшей баллистической ракеты оперативно-тактического назначения "Искандер-Э", что превратит модифицированный Су-30 в мощнейший авиационный комплекс, способный поражать наземные цели, не входя в дальнюю зону ПВО.