ПАДЕНИЕ морального духа и нежелание воевать против собственного народа у коренных чеченцев подтверждаются все более частыми случаями сдачи в плен федеральным войскам известных деятелей бывшего правительства Масхадова типа Ибрагима Хултыгова и других, десятков рядовых боевиков, отказ старейшин сел, несмотря на угрозы масхадовских эмиссаров, выполнять приказ Масхадова о мобилизации детей 13-15 летнего возраста. Очередным подтверждением этой тенденции явился публичный расстрел полевым командиром Арби Бараевым трех своих подчиненных - коренных чеченцев на базе боевиков восточнее селения Гандалбос. Предлогом для их обвинения явилась якобы кража 500 тыс. долл. из дома Бараева в селе Ермоловка. Однако местные жители убеждены, что деньги взял сам Бараев, "который таким жестоким образом стремится замести следы", тем более что дом Бараева в этом селе давно уничтожен. Родственники убитых боевиков объявили кровную месть Бараеву. Во вторник восемь боевиков из его банды сдались в плен внутренним войскам МВД севернее Бамута.
В своем коротком радиовыступлении в понедельник Масхадов признал факты неповиновения местного населения его приказам и призвал чеченцев не подчиняться старейшинам. Таким образом, он выступил против одного из основных обычаев горцев - глубокого почитания старших.
В связи с такой достаточно эффективной мерой предотвращения внезапного нападения отрядов террористов на Грозный, Гудермес и Аргун, как введение комендантского часа и ограничение передвижения автотранспорта, федеральное командование существенно сократило число вылетов самолетов фронтовой авиации: штурмовиков Су-25 и бомбардировщиков Су-24.
* * *
В составе активных бандформирований Чечни осталось не более четверти чеченцев. Остальные - иностранные наемники из 15 стран, таких, как Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Йемен, Саудовская Аравия, Египет, Босния, Палестина, Кувейт и др. Большая же часть чеченских боевиков находится сегодня на территории Азербайджана, Грузии и Турции. Таковы оперативные данные, оглашенные вчера на брифинге начальником Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ Михаилом Ваничкиным. По его словам, боевикам в Чечне помогают члены более 60 экстремистских исламских организаций из 30 стран дальнего зарубежья и 10 государств СНГ. Свыше 100 иностранных фирм и 10 банковских групп оказывают финансовую поддержку чеченцам.
Все чеченские наемники очень хорошо обучены и прошли диверсионно-террористическую подготовку в лагерях религиозных экстремистов. По данным ГУБОП, только в Афганистане существует не менее 9 таких лагерей, а в Пакистане - не менее 10 учебных центров. Кроме того, подобные лагеря расположены также в Албании, Ливане, Боснии, горных районах Таджикистана. Проникновение подготовленных в этих лагерях наемников в Чечню происходит через весьма слабо охраняемые рубежи бывших советских республик, особенно границы Азербайджана, Грузии, государств Средней Азии.
К наиболее опасным чеченским сподвижникам Ваничкин отнес членов западноукраинской националистической организации "УНА-УНСО". По его словам, эти люди имеют славянскую внешность, хорошо владеют русским языком и, по имеющейся в правоохранительных органах информации, используют форму военнослужащих федеральных войск при совершении разного рода противоправных действий. С чеченскими боевиками членов этой организации роднит ненависть ко всем русским.
По данным ГУБОП, за все время ведения боевых действий в Чечне на территории Северо-Кавказского региона были похищены 1843 человека, из них освобождены на сегодняшний день лишь 992 заложника. За первое полугодие 2000 года на Северном Кавказе были похищены 55 человек, в том числе 6 несовершеннолетних, и 151 человек освобожден. В настоящий момент в плену у чеченцев находится 851 человек.