ЕСЛИ судить по материалам, появляющимся в московских СМИ, у французов нет более важных забот, чем арест счетов российских дипломатических представительств во Франции. А выступление посла Николая Афанасьевского по телеканалу "Франс-3" якобы наделало столько шума, что чуть не привело к разрыву дипотношений между двумя странами.
На самом деле выступление было очень спокойным, что естественно: столь опытный дипломат никогда не позволил бы себе неосторожных высказываний, да еще публично. Говоря о реакции Москвы на действия французских судебных властей, Николай Афанасьевский, в частности, упомянул о решении Госдумы, предусматривающем поручение правительству "принять адекватные меры" в отношении французских авуаров в России. Но именно эта сама по себе невинная фраза была единственной, которую процитировало в своей депеше агентство "Франс Пресс" и на основе которой некоторыми журналистами в Москве была раскручена "сенсация". Хотя что сенсационного в повторении известных вещей? Ведь сам документ - заявление Государственной Думы в связи с задержанием парусника "Седов" и другими недружественными действиями французских властей, состоящее из четырех абзацев, - был принят депутатами 19 июля. И пассаж, касающийся возможных действий с российской стороны, звучит следующим образом: "В случае продолжения недружественных действий французскими властями по отношению к России, ее гражданам или ее собственности Государственная Дума будет рекомендовать президенту принять адекватные меры в отношении французской стороны". Не более. Ровно об этом и сказал российский посол. И никакими санкциями типа блокирования счетов французских диппредставительств в России, как это было представлено в некоторых СМИ, он не грозил. Сказать, что он "буквально ошарашил зрителей", можно, только обладая исключительно богатой фантазией.
Возможно, не стоило бы цепляться за слова, но ведь именно из-за таких "сенсаций" отношения между странами действительно могут пострадать. Чего дипломаты совсем не хотят. Николай Афанасьевский - опытный дипломат, занимавший пост заместителя министра иностранных дел. Дипломаты и журналисты, работавшие с ним когда-либо, прекрасно знают, как он осторожен в своих оценках, как взвешивает каждое слово.
Его французские коллеги тоже стараются как могут сгладить углы острейшей проблемы, возникшей в связи с исками швейцарской фирмы "Нога" и последующими решениями французских судов. Проблема в том, что МИД Франции не обладает никакими рычагами влияния на судебные власти и может лишь оказывать российскому посольству "юридическую помощь" (что уже немало). Не исключено, что именно благодаря такой помощи удалось отстоять интересы России в деле с парусником "Седов".
Между прочим, это дело еще не закончено. Адвокаты фирмы "Нога" не смогли вновь задержать его лишь по чисто процедурным причинам: не хватало времени, чтобы по всей форме подать соответствующую апелляцию. Скорее всего они вновь попытаются арестовать "Седов" и другие российские корабли - "Крузенштерн" и "Мир", когда они 24-26 августа будут находиться в Амстердаме для участия в Празднике моря.
Чрезвычайная осторожность российских и французских дипломатов во всем, что касается судебного иска фирмы "Нога", объясняется еще и тем, что в конце октября предстоит визит в Париж президента Путина. В то же время, судя по тому, как "раздули" сенсацию из выступления российского посла в Париже, создается впечатление, что кто-то очень заинтересован в максимальном раздувании скандала вокруг иска. Ясно, что "Ноге" это на руку. А что, если швейцарская фирма потребует арестовать президентский самолет, когда Путин приземлится в Париже?
Париж
* * *
В посольстве Франции в Москве пока никак не комментируют заявление Николая Афанасьевского, так как никаких указаний на сей счет с Ке д"Орсе пока не получили и вообще считают шум вокруг высказываний российского посла "несколько преувеличенным". Да и в российском МИДе придерживаются схожей позиции.
Официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко в интервью Интерфаксу в среду выразил надежду, что во французском внешнеполитическом ведомстве будут приняты "все необходимые меры, чтобы печальный инцидент, связанный с блокированием счетов российских диппредставительств во Франции, был окончательно урегулирован и снят с повестки дня двусторонних отношений". Некоторые российские СМИ, считает Яковенко, поспешили преувеличить и даже исказить слова посла РФ во Франции, который "обращал внимание на то, что сложившаяся ненормальная ситуация создает трудности для функционирования посольства и других дипучреждений во Франции, возникают проблемы с выплатой зарплаты сотрудникам российских госучреждений и оплаты счетов". А об ответных мерах в виде блокирования счетов французских диппредставительств в России речь шла только как о мерах, предусмотренных постановлением Госдумы аж от 19 июля и носящих рекомендательный характер.