НА ДНЯХ был открыт Мемориальный комплекс памяти жертв тоталитаризма и репрессий на смоленской земле в Катыни. На церемонии открытия мемориала, занимающего 22 гектара, присутствовала польская делегация во главе с премьер-министром страны Ежи Бузеком. В состав делегации вошли члены федерации катынских семей - дети и внуки погибших. С российской стороны в церемонии открытия мемориала приняли участие вице-премьер правительства Виктор Христенко, министр культуры РФ Михаил Швыдкой, губернатор Смоленской области Александр Прохоров. Торжественный молебен отслужили примас Римско-Католической Церкви в Польше кардинал Юзеф Глемп и представители православного и протестантского духовенства.
В 1940 году в Катыни органами НКВД были расстреляны около 4,5 тыс. польских офицеров, интернированных во время военной кампании 1939 года. В 30-х годах катынский лес стал также местом захоронения многих советских граждан, оказавшихся жертвами сталинских репрессий.
Выступая на церемонии открытия мемориала, Ежи Бузек отдал дань памяти людям, "убитым и замученным в Катыни". Он отметил, что "сегодня у нас много шансов, чтобы творить общую историю без ненависти и лжи". Премьер Польши призвал народы двух стран "к взаимному прощению".
"Сегодня мы собрались здесь не только для того, чтобы почтить память репрессированных российских граждан и польских военнослужащих, но и со всей ответственностью заявить, что подобное не должно повториться,- заявил Виктор Христенко.- Эту трагическую страницу нашей общей истории мы обязаны перевернуть вместе".
Однако, несмотря на слова примирения, сказанные высокопоставленными чиновниками на открытии мемориала, в отношениях между Россией и Польшей остается немало недосказанности и скрытой обиды. Ведь страницы российско-польской истории орошены кровью не только польских офицеров, расстрелянных в Катыни и сосланных в Сибирь, но и кровью более 80 тыс. русских солдат, погибших в Тухоли, Пулавах, Щелково, Барановичах и в других лагерях Юзефа Пилсудского во время советско-польской войны 1921 года. И если под Катынью создан мемориал, куда приезжают делегации с обеих сторон почтить память жертв, то красногвардейцам, погибшим в лагерях от голода, болезней и зверского обращения польских охранников, до сих пор не воздвигнуто ни одного памятника.