0
691
Газета События Интернет-версия

29.07.2000 00:00:00

"Фарнборо-2000": конкуренты опаснее врагов

Тэги: Фарнборо, авиа, самолет


ЗАВТРА завершает свою работу авиасалон "Фарнборо-Интернэшнл-2000", ставший индикатором состояния и тенденций развития авиационной промышленности всего мира. Оценки салона в среде российских экспертов противоречивы.

Многие говорят, что выставка потеряла свой размах и престиж. Действительно, нет столь выраженного соперничества между концепциями авиастроения и самолетами ведущих авиационных стран и фирм. Во многом это связано с тем, что ушло в прошлое жесткое противостояние между Востоком и Западом, которое в самолетостроении проявлялось, пожалуй, ярче всего.

Однако нельзя не заметить, что проявились другие "линии раздела", по обеим сторонам которых конкуренты концентрируют все свои силы. Ключевая задача для большинства фирм и государств (а координация между правительствами и бизнесом ныне очень сильна) - победа не в бою, а на рынке.

Поскольку объемы гражданского сектора существенно больше военного, именно туда направляют свои усилия мировые лидеры. Их успехи в Фарнборо впечатляют. По далеко не полным данным, на выставке уже подписано контрактов на общую сумму 43 млрд. долл. (в полтора раза больше, чем на "Фарнборо-98"). Лидируют западноевропейский консорциум "Эрбас Индастри" (18,8 млрд. долл.) и его основной конкурент "Боинг" (14,7 млрд. долл.). Невиданный рывок совершили фирмы, строящие региональные самолеты. Заказано 260 таких машин на общую сумму свыше 6 млрд. долл. Причем почти все эти деньги получают фирмы из новых авиационных держав: канадская "Бомбардьер" и бразильская "Эмбраер".

Впрочем, не все эксперты считают малоинтересным военный сектор авиасалона. Как заявил корреспонденту "НГ" генконструктор "ОКБ Сухого" Михаил Симонов, "на выставке идет подковерная борьба", а состояние военного сектора авиарынка напоминает "затишье перед грозой". В частности, американцы форсируют разработку крупнейшего военно-коммерческого проекта - легкого истребителя пятого поколения JSF - и рассчитывают начиная с 2010 г. продать 2000 таких машин, вытеснив конкурентов с рынка.

В значительной степени скрытая борьба за рынок характерна и для российских фирм, производящих военную авиатехнику. Например, для микояновцев успех будет определяться не эффектными полетами, а скоростью внедрения на МиГ-29 современной авионики. Интенсивная работа над ней продолжается, разработчики не сомневаются в успехе, а это означает, что экспортный потенциал истребителя уже в следующем году резко возрастет.

В отдаленной перспективе успех военного авиастроения будет зависеть от того, насколько удастся интегрировать в единый кулак все имеющиеся ресурсы. Прежде всего это относится к работе над истребителем пятого поколения. Причем, по мнению авторитетных специалистов, для успешной конкуренции с интернациональными проектами (JSF и "Тайфун") нам необходимо идти по пути объединения усилий с такими государствами, как Индия и Китай. В противном случае военное авиастроение России ожидает столь же нелегкая судьба, как и гражданское.

Лондон-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
951
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
856
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
984
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
893

Другие новости