ПРОХОДЯЩИЙ вблизи Лондона авиасалон "Фарнборо-Интернэйшнл-2000" стал полем битвы между гигантами мировой авиапромышленности: США и объединенной Западной Европой.
За два выставочных дня американцы и европейцы обменялись сильнейшими ударами. "Эрбас Индастри" подписала соглашение о том, что Объединенные Арабские Эмираты закупят 7 лайнеров А3ХХ на сумму 1,5 млрд. долл. Этот самолет станет реальностью через 4-5 лет. По вместительности - 550-575 пассажиров - он превзойдет все современные машины. По оценкам экспертов, А3ХХ будет на 15% эффективнее нынешнего гиганта Боинг-747-400, который способен перевезти 420 человек.
"Боинг", специалисты которого прогнозируют удвоение гражданского авиарынка за ближайшие 20 лет, объявил о предстоящей поставке различным заказчикам новых вариантов В-777 на сумму 3,6 млрд. долл. Анонсирована и увеличенная (до 520 мест) модификация В-747Х.
Всего за время выставки "Боинг" и "Эрбас" объявили о предстоящих заказах на сумму 18 млрд. долл.
Не менее жесткая борьба развернулась за рынок боевой авиатехники. Прогнозируется, что в ближайшие 30 лет будет закуплено 800 сверхзвуковых истребителей на сумму 70 млрд. долл. За половину этого рынка борются Великобритания, Германия, Испания и Италия, объединившиеся вокруг проекта "Еврофайтер" ("Тайфун"). Им противостоят американские корпорации. Их сегодняшний козырь - F-16, новейший вариант которого "блок-60" представлен на салоне.
Но основные свои надежды США связывают с перспективным истребителем JSF, правда, американцам еще предстоит разобраться, какая версия этого истребителя лучше. Свои полноразмерные макеты JSF представили и "Боинг", и "Локхид-Мартин".
Основная борьба между Европой и Америкой сейчас ведется за заказы Греции, Норвегии, Нидерландов и Южной Кореи. Позднее откроются австралийский и сингапурский фронты.
Хотя позиции России на западных рынках слабы, она вполне может вмешаться в спор за заказы развивающихся стран. Ранее этому сильно мешало отсутствие на российских истребителях современной авионики. Похоже, что уже скоро эта проблема будет решена. Как заявил корреспонденту "НГ" генеральный директор Раменского приборостроительного КБ Гиви Джанджгава, до конца 2000 г. МиГ-29СМТ будет оснащен полным комплексом современного бортового оборудования. После испытаний, к середине 2001 г., истребитель будет предложен зарубежным заказчикам как новый самолет или модернизация.
Доказательством конкурентоспособности российской авиатехники стало заявление турецкого правительства о том, что боевой вертолет Ка-50-2 вместе с американской "Кинг Коброй" стал победителем тендера на оснащение ВС Турции. Правда, в том, что касается денег, американцы пока впереди - фирма "Белл хеликоптер текстрон" получила заказ на 50 "Кобр". Но, как заявляет турецкое правительство, судьба заказа на дополнительные 95 вертолетов еще не решена и у камовцев сохраняются шансы.
Лондон