В ПОНЕДЕЛЬНИК открывается авиасалон "Фарнборо-Интернэшнл-2000", который проходит в пригороде Лондона каждый четный год. Эта выставка, наряду с Ле Бурже, входит в число двух самых престижных смотров достижений авиационной и космической индустрии мира.
Число участников салона в последние годы переваливало за тысячу. На "Фарнборо-98" было объявлено о заключении сделок на общую сумму 26,7 млрд. долл. США. В этом году только коммерческих визитеров ожидается свыше 170 тысяч из 50 стран мира. В их числе - 132 российские фирмы.
Наше представительство на выставке организует Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос), которому удалось обеспечить единство и компактность делегации. Военная часть выставки относительно невелика - в соответствии с тенденциями последних лет авиастроение переориентируется на строительство гражданских самолетов и вертолетов. В состав российской делегации на "Фарнборо-2000" вошли министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков, глава Минтранса Сергей Франк, гендиректор Росавиакосмоса Юрий Коптев, военачальники, руководители ведущих предприятий оборонки.
В начале 90-х годов Россия посылала в Фарнборо по несколько боевых самолетов, поражающих своими летными качествами. Однако чисто коммерческий результат дорогостоящих шоу не всегда был столь же впечатляющим. Ныне авиапромышленность стала более прагматичной. На стоянках и в полете будут демонстрироваться всего три машины: истребитель Су-32ФН, транспортник Ил-76, модернизированный вертолет Ми-17. Зато, по словам заместителя генерального директора Росавиакосмоса Станислава Рынкевича, уже определен круг проблем, которые будут обсуждаться на переговорах с делегациями других стран и фирм.
Среди них - конкретизация достигнутых Владимиром Путиным в Пекине договоренностей о продвижении российской авиации на китайский рынок. В частности, речь пойдет о новом региональном пассажирском самолете.
Другая тема - развитие взаимодействия между двигателестроителями из "Роллс-Ройса", туполевской фирмой и египетской авиакомпанией "Сирокко". Результатом должна стать сертификация Ту-294 по европейским стандартам, что откроет для этого лайнера новые коммерческие перспективы.
Намечается конкретизировать масштабы и формы участия российских предприятий в суперпроекте "Эрбас Индастри" - речь идет о пассажирском самолете сверхбольшой вместимости АХХХ. Другой гигант мировой авиапромышленности - "Боинг" - обсудит новые совместные проекты и стратегию партнерства с фирмой "Ильюшин" и другими российскими предприятиями.
Российская самолетостроительная корпорация "МИГ" намерена благодаря выставке продвинуться по пути укрепления сотрудничества с концерном "ДАСА" в деле модернизации обширного парка истребителей МиГ-29, стоящих на вооружении ВВС восточно- и центральноевропейских государств.
Российские эксперты не ждут от "Фарнборо-2000" чего-то сенсационного, однако она может стать серьезным шагом на пути взаимовыгодной интеграции российской авиакосмической промышленности в мировую. Выставка продлится до 30 июля.