ВЧЕРА в Тверском межмуниципальном суде Москвы началось рассмотрение иска к Министерству печати РФ бывшего главного редактора газеты "Книжное обозрение" Станислава Яценко, оспаривающего правомерность его освобождения от должности. Суд возобновит заседание 24 июля.
Конфликт между прежним руководством газеты "Книжное обозрение" и Министерством печати начался 27 июня, когда бывшего главного редактора Станислава Яценко якобы без объяснений освободили от должности, а вместо него назначили Александра Гаврилова. Яценко позвал на помощь президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова и генерального директора Русского ПЕН-центра Александра Ткаченко.
На прошедшей 12 июля совместной пресс-конференции под многозначительным лозунгом "Государственная монополизация прессы" заместитель Яценко Петр Смирнов назвал нового редактора Александра Гаврилова (кстати, около 5 лет работавшего в "Ex libris "НГ" обозревателем и замом ответственного редактора) "непрофессионалом и непорядочным человеком", из-за которого тираж газеты уже упал с 15 до 11 тысяч экземпляров, а сотрудники не получили зарплату в срок.
По словам Ткаченко, "за годы существования издания под крылом Министерства печати не было ни учредительского взноса, ни какой-то дотации со стороны государства", но как только газета научилась сама зарабатывать деньги - государство по отношению к ней начало "воровскую политику". Представитель министерства Нина Литвинец напомнила, что нельзя говорить о незаконности вмешательства государства в дела государственной газеты. Что же касается якобы несуществующего заявления Яценко, то оно было и есть. И речь в нем идет о готовности Яценко временно исполнять обязанности главного редактора. Поэтому он уволен не "скоропостижно", а освобожден от исполнения временных обязанностей.
В интервью корреспонденту "НГ" Александр Гаврилов заметил: "Климат в коллективе сегодня нормальный. Сторонники Яценко, а их 4 человека, сейчас по разным причинам не работают. Что касается тиража, то я издал приказ, запрещающий фальсификацию реальных цифр, так как прежде их постоянно завышали для привлечения рекламодателей. Это наивно, поскольку 3-4 тысячи экземпляров для рекламщиков особой роли не играют. Насчет зарплаты скажу: к моему приходу касса была вычищена. Вместо требуемых 109 тысяч в ней оказалось лишь 60. Однако усилиями нового руководства зарплата вскоре была выплачена".
В то же время представитель Минпечати Ирина Кайнарская сказала корреспонденту "НГ": "При Яценко газета стала пустой и неотраслевой из-за большого числа рекламных, заказных материалов. Денег на счету газеты не было. Яценко не первый редактор, которому пришлось уйти. Другие не считали свои посты пожизненными и не занимались поиском уловок и оттяжек, чтобы удержаться на месте".